История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Театральная премьера В старом доме Театр Краснознаменно­ го Северного флота пред­ ставляет собой почти забы­ тый в наше время тип «разъездного театра». Это­ му коллективу приходится быть гастрольным, следуя благородному призванию развлекать и воспитывать своим искусством моряков- североморцев, жителей отда­ ленных гарнизонов. Потому мурманчане не так уж час­ то знакомятся со спектакля­ ми этого театра. В день открытия нового сезона флотского театра в зрительном зале Мурман­ ского Дома офицеров появи­ лись дополнительные ряды стульев. Режиссер О. Овеч­ кин поставил спектакль по пьесе начинающего драма­ турга А. Кравцова «Ново­ селье в старом доме». Пье­ са посвящена ленинградцам, героям блокадных лет, а спектакль — Великой Побе­ де всего нашего народа в Великой Отечественной вой­ не. Несколько парадоксаль­ ное название .пьесы и спек­ такля оправдано тем, что 27 января, день снятия блока­ ды Ленинграда, жители ста­ рой коммунальной квартиры каждый год отмечают как новоселье,- новоселье в са­ мом широком смысле. Слово «коммуналка» вы­ зывает у нас противоречи­ вые чувства. Чаще всего бе­ рут верх отрицательные. Но спектакль убеждает нас в другом: коммуналка военных лет д л я многих была спасе­ нием, а соседи — единст­ венной поддержкой в горе, в голоде, в борьбе за жизнь. З а два часа театрального времени зрители проживут десять лет на общей кухне с жильцами этой квартиры. Будут здесь скандалы и тихие обиды, добрые шутки, истерические слезы и об­ щ а я песня о любимом горо­ де — все под руководством ответсъемщнцы тети Даши. Актриса М. Конторнна в этой роли получила своеоб­ разный бенефис. Д арья Вла­ сьевна участвует во всех со­ бытиях спектакля, в жизни каждого персонажа, лишь изредка, намеком упоминая о своих переживаниях и вос­ поминаниях. А непосредст­ венная реакция «генерала» коммуналки на как бы чу­ жую жнзнь — острая жа­ лость и всегда практическая помощь — объясняет зрите­ лям , что за командирской речью Дарьи Власьевны, се нарочитой суровостью пря­ чется, не давая волн собст­ венному горю, все понимаю­ щее сердце. Видимо, легче было бы проявить как р а з то. что в пьесе спрятано: сочувствие ко всем, слезы страдания от гибели сыновей и мужа на войне, тяжкие воспоми­ нания о блокадных годах с похоронами и похоронками. Но режиссер и актриса на­ шли гораздо более совре­ менный и значительный мо­ тив ведущей партии спек­ такля — в энергии скры­ того горя, сдержанной, суро­ вой жалостливости героини. Почти каждая сцена в пьесе содержит момент чуть сентиментальной тоски по единству коммунальной семьи. Однако режнссер-по- становщнк спектакля О. Овечкин сделал атмосфе­ ру действия более строгой, отчасти приглушив этим ме­ лодраматический колорит пьесы. Между первым и вторым действиями проходит 10 лет, и в обоих случаях мы попадаем на «новоселье» 27 января... Сложность в том, что пьеса А. Кравцова представляет собой в неко­ тором роде ностальгическое воспоминание о нелегком, но по-юношески обнадежи­ вающем послевоенном вре­ мени. И в этом воспомина­ нии отсутствует перспекти­ ва развития действия, и все бурные события пьесы напоминают калейдоскоп. Постановочный коллек­ тив во главе с режиссером нашел в этоіі статичности и привлекательные стороны: она дает возможность на­ шим современникам погру­ зиться в духовную атмосфе­ ру сорокалетней давности и открыть в ней ценность теплоты и незаменимости человеческих отношений и их перемен во времени, уникальности каждого ли­ ца... В этом направлении вы­ страивается содержание спектакля, складывается равномерный актерский ан­ самбль. Благодаря тща­ тельной психологической разработке материала пьесы тихни голос нежной и строгой Кати, которую с большой искренностью и чуткостью играет актриса С.'- Шнманская, нигде не заглушен язвительными ост­ ротами эффектной красави­ цы Елизаветы (артистка В. Федорова). Нелегко пришлось моло­ дым актерам Р . Малеваной и В. Мурзасву. Их герои Марианна и Олесь в первом действии были детьми, а во втором становятся взрослы­ ми. Актеры находят психо­ логические II пластические краски для того, чтобы маленький пугливый зверек Марианна Р . Малеваноіі превратилась в изящную девушку, а самолюбивый подросток Олесь А. Мурза- ева стал взрослым юношей, горячим защитником чело­ веческого достоинства. Не все в пьесе убеждает. Десять лет и инструкция тети Даши понадобились Николаю Гавриловичу Ма- нежникову (артист В. Ва­ сильев), чтобы поверить в Катину любовь и обнару­ жить свою. Почти не меня­ ет прошедшее десятилетне Игоря Логунова (артист А. Агофонов). Весьма значительное дра- матурипіеское несовершен­ ство пьесы отчасти воспол­ нено режиссером и актера­ ми в спектакле стремлени­ ем создать атмосферу един­ ства, своеобразного семей­ ного очага на колоритной и «исторически» точной кух­ не, придуманной главным художником театра Р . Че- батурнной. Спектакль исполнен чело­ вечности, любви и внимания к людям, не потому ли ны ­ нешних зрителей-северян волнует ретро-образ спек­ такля , а приключения чле­ нов экипажа «коммунально­ го парохода» вызывают доб­ рую улыбку, пусть иной ра з и сквозь слезы. И . БОРИСОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz