История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

П РАМАТИЧВСКИЙ те- Д атр Краснознаменного Северного флота открыл свой новый сезон до не­ обычного рано. Открыл вче­ ра — 9 августа. Однако да­ вайте оглянемся назад — в дни, предшествующие от­ крытию. ...Уже давно в сборе ѣ4я труппа театра. Полным хо­ дом идут репетиции, форми­ руется репертуар. Общественная чуткость, гражданственная страст­ ность всегда определяли выбор той или иной пьесы в нашем театре. Сейчас идут репетиции пьесы вы­ дающегося советского писа­ теля, Героя Социалистиче­ ского Труда, лауреата Ле­ нинской и Государственных премий Константина Ми­ хайловича Симонова «Рус­ ский вопрос». - Эта остро­ социальная драма, написан­ ная писателем сразу же после Великой Отечествен­ ной войны, разоблачает ли­ цемерие и двурушническую политику американских за­ правив, погрязших в кле­ ветнических измышлениях на Советский Союз. На наш взгляд, эта ставшая уже классической драма зву­ чит и сегодня очень злобо­ дневно и современно. Кол­ лектив театра не случайно обратился к этому интерес­ ному произведению. Пока­ зать нашему зрителю исто­ ки, уходящие в прошлое, сегодняшней отвратительной кампании антисоветизма, разжигаемой администраци­ ей американского президен­ та Дж. Картера, — вот ос­ новная задача этого откро­ венно публицистического спектакля. Но для нас важ­ но решить эту задачу средствами психологичен ского театра. Именно к раскрытию психологической правды, правды социальной и. худо­ жественной, мы неизменно стремимся в постановках всех пьес, принятых в ре­ пертуар. При этом всегда с уважением относимся к стилю автора, не пытаясь подвести любую пьесу под какие-либо раз и навсегда облюбованные театральные приемы. Мы прилагаем не­ мало усилий к тому, чтобы каждый спектакль выражал неповторимое своеобразие почерка драматурга, стиль и жанр, в яркой форме раскрывал идею пьесы прежде всего через дина­ мичное выявление взаимо­ отношений характеров. Ре­ шение этих задач — повсе­ И С Н О В А п о д н я т з а н я в Е С . . . Рассказ о новом репертуаре театра Краснознаменного Северного флота дневное и настойчивое — сплачивает актеров всех поколений в коллектив единомышленников. Связь с жизнью, с людьми, эту жизнь преобразующими, стремление постоянно быть в гуще событий, там, где ярче и полнее раскрывается нравственный облик нашего современника, — неисчер­ паемый источник, питаю­ щий творчество мастеров сцены. Такое стремление свойственно и нашему теат­ ру. Параллельно работе нал пьесой К. Симонова «Рус­ ский вопрос» идут репети­ ции другого спектакля по пьесе московского писате­ ля, лауреата премии имени А. А. Фадеева Виктора Устьянцева «Почему море соленое». Эта пьеса повест­ вует о буднях советского военного флота. Она посвя­ щена проблеме воспитания молодого воина, формирова­ ния боевого духа защитни­ ка нашей Советской Роди- .ны. Становление личности — одна из важнейших тем искусства. Каков человек? Сильный духом или слабый, идейно закаленный, обще­ ственно полезный или ин­ фантильный, иждивенчески настроенный? Это главная тема искусства. Человёк строит себя всю жизнь. И театр, как и другие виды искусства, должен помогать ему в этом. Помогать по­ стигать жизнь, воспитывать доброту, любовь к Отчизне, уважение к труду на благо народа. Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико­ воспитательной работы» отмечает как раз эту высо­ кую воспитательную роль искусства и нацеливает нас на то, чтобы поднять качество нашей работы. На данном этапе мы об­ суждаем целый ряд пьес, предлагаемых для репер­ туара на 1980—1981 годы. Художественным советом театра внимательно рас­ сматриваются произведения, по которым могут быть осуществлены постановки, посвящеуные приближаю­ щемуся XXVI съезду пар­ тии. Прежде всего тут на­ до отметить драматическую поэму «Вся его жизнь» Ге­ роя- Социалистического Тру­ да, лауреата Государствен­ ных премий СССР и РСФСР Евгения Габрилови­ ча. Пьеса создана по моти­ вам киноповести «Комму­ нист». С большим интересом оз­ накомился коллектив театра с инсценировкой романа Леонида Соболева «Капи­ тальный ремонт», осуществ­ ленной автором книги сов­ местно с режиссером Пет­ ром Фоменко. Драма пока­ зывает рост революционного движения в царском флоте, истоки Великой Октябрьской социалистической револю­ ции. Наш театр всегда демон­ стрировал верность герои­ ческой военно-патриотиче­ ской теме. Коллектив сде­ лал многое, чтобы средст­ вами театральной образнр- сти рассказать о таком вы­ сочайшем нравственном понятии, как подвиг во имя Родины. На сегодняшний день в репертуарном портфеле на­ шего театра имеются две интересные и высокохудо­ жественные пьесы. * Это трагикомедия замечатель­ ного белорусского драма­ турга Андрея МакаёНка «Трибунал» и драма «От­ пуск по ранению» москов­ ского писателя Вячеслава Кондратьева. В каждой из этих пьес поднимаются важные нравственные воп­ росы, тема ответственности за совершенные поступки, проблема выбора. Большой интерес у кол­ лектива театра вызвала пьеса ленинградского дра­ матурга Александра Галина «Последнее свидание», с успехом идущая на сцене ордена Трудового Красного Знамени Центрального ака­ демического театра Совет­ ской Армии.. Это произведе­ ние говорит о необходимо­ сти бескомпромиссной борь­ бы со злом, под какой бы личиной оно не скрывалось. Герой пьесы — ветеран Ве­ ликой Отечественной войны. Фронтовое прошлое — это не просто часть биографии центрального персонажа, а и основополагающая часть его характера, неукротимо­ го, настойчивого, неуго­ монного. И в мирное ^ремя герой пьесы по-боевому восстает против любой несправедливости. Пристальное внимание вызывает появление пьес о современном советском флоте. К сожалению, пьес на эту тему в настоящее время очень мало. Поэтому огромный интерес вызывает работа над инсценировкой повести , «Дуга большого круга» автором этой книги — североморским писателем Леонидом Крейном. Готовясь к фестивалю финской драматургии, кото­ рый будет проходить в на­ шей стране в 1981 году, наш театр ознакомил­ ся с произведениями на­ ших соседей: драмой «Юс­ тина» Хеллы Вуолийоки и комедией «Безобразная Эль­ за» Энсиоя Рисклаки. Ду­ мается, что одна из пьес финских драматургов войдет в наш репертуар. Как обычно, театр Красно­ знаменного Северного фло­ та стремится удовлетворить законную потребность зрите­ лей в отдыхе и развлечении. Комедия прочно заняла ме­ сто в сводном репертуаре театра. Сейчас мы рассмат­ риваем целый ряд пьес, на­ писанных в этом популяр­ ном жанре. Среди них комедия характеров «Аксе­ лераты» Семена Лас- кина, лирическая комедия «Гостиница на сутки» Бори­ са Рацера и Владимира Кон­ стантинова, музыкальная комедия «Любви все возра­ сты...» драматурга Генриха Рябкина, композитора Геор­ гия Портнова и поэта-песен- ника Кима Рыжова и дру­ гие. Также необходимо наз- * вать добрую и грустную пьесу Виктора Славкина «Взрослая дочь молодого че­ ловека». Этим перечислением от­ нюдь не ограничивается весь список имеющихся у нас пьес. Кроме того, мы продолжаем переговоры со многими авторами, ищем новые интересные произве­ дения о современной жизни советских людей, • наболев­ ших вопросах и проблемах. Флотский театр никогда не забывал о классическом на­ следии. На данном этапе художественным советом театра были рассмотрены пьеса великого советского писателя Максима Горького «Егор Булычев и другие» и героическая комедия в сти­ хах известного французско­ го романтика Эдмона Роста­ на «Сирано де Бержерак». В этом сезоне зрители Кольской земли снова встре­ тятся с хорошо им извест­ ными актерами театра: на­ родным артистом РСФСР Алексеем Найчуком, заслу­ женными артистами РСФСР Константином Липатовым, Игорем Москалевским, Сер­ геем Садиковым, артистами Аллой Журавлевой, Марга­ ритой Конториной, Валенти­ ной Федоровой, Александ­ ром Агафоновым, Виктором Васильевым и другими. Зри­ тели также познакомятся с молодыми актерами, вче­ рашними студентами теат­ ральных учебных заведений, прибывшими в наш театр. Итак, наш театр вновь рас­ пахнул свои двери. Насту­ пило время новых спектак­ лей, время премьер. Премье­ ра! Это слово звучит для нас, работников театра, осо­ бенно. Премьера! Это не только встреча с новой пье­ сой, но и встреча с новыми зрителями. ...Когда в наступившей ти­ шине раздвигается занавес и актеры остаются наедине со зрителем, непременно рождается вопрос: «Поймут ли? Возникнет ли между ак­ терами и зрителями тот не­ зримый мостик, который и создает истинное произведе­ ние искусства?» Ведь и дра­ матург, и режиссер, и ак­ тер не могут работать без соавторства зрительного за­ ла. Мы надеемся, что наши спектакли заинтересуют зри­ телей и полюбятся им. И театр Краснознаменного Се­ верного флота будет для них Другом. Н. НЕКРАСОВ. Помощник главного ре­ жиссера по литератур* ной части театра Красть знаменного Северного флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz