История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

В ОИНЫ - СЕВЕРОМОР­ ЦЫ, трудящиеся об­ ласти, жители Мурман­ ска >всегда рады встрече с актрисой Аллой Журавле­ вой, работающей в драмати­ ческом театре Краснозна­ менного Северного флота вот уже семнадцать лет. Сколько за это время сыграно ролей, сколько соз­ дано сценических образов! Творческий диапазон актри­ сы настолько широк, что трудно к ней подходить с распространенной меркой пресловутого амплуа. Дей­ ствительно; как можно оп­ ределить и ограничить ре­ пертуарные возможности актрисы, играющей и от­ кровенно комедийные, во­ девильные роли, и создаю­ щей сложные и противоре­ чивые драматические ха­ рактеры... Как умещаются в ее палитре веселая, озор­ ная и темпераментная Ха- нума из одноименного воде­ виля грузинского автора А. Цагарели, и строгая, ре­ шительная, по-настоящему суровая и в то же время женственная комиссар Ла­ риса из пьесы А. Штейна «У времени в плену», и страшная в своем горе, с яростными, душераздираю­ щими монологами, трагиче­ ская Понсия из антифа­ шистского произведения ис­ панского <поэта «J>. Г. Лорки «Дом Бернарды! Альбы»? Разноплановость заклю­ чается не только в разно- жанровости, но и в много- слойности создаваемого А. Журавлевой того или иного характера, в передаче сложной гаммы чувств сво­ ей героики. Показательна в этом отно­ шении работа над ролью Та­ ты Нерадовой в спектаклях г вотского театра по пьесе . Штейна «Между ливнями». Здесь нет никакой опечатки. Пьеса ставилась а нашем те­ атре дважды, и дважды роль Таты доверялась Алло Журав­ левой. Роль, безусловно, тра­ гическая, но ужа не по зако­ нам драмы, а самой жизни. Актриса с нескрываемой сим­ патией и своей героин* пома­ зывает нам сложный процесс ломки цельного человеческо­ го характера, его страшную деформацию. На наших гла­ зах происходит нравственное падение обманутого эсерами, запутавшегося, как в паути­ не, в контрреволюционной де­ магогии, человека... Нравст­ венное падение заканчивается закономерной физической ги­ белью. Актриса показывает духов­ ные метания свбей героини, ее попытии постичь, понять истинный смысл происходя­ щих вокруг исторических со­ бытий. Но сделать этого Тате не дано... «Оттого и мучаюсь, что и* Пойму, куда несет нас рок событий-.» л и чеенин- скне строки стали лейтмоти­ вом создаваемого актрисой характера, крайне сложного, противоречивого и очень че­ ловечного. ч Характер... Сказано самое важное, самое главное сло­ во. Назван самый точный термин, ибо вне характера не существует роли, вне со­ здания характера и нет на­ стоящей ««терской работы. Судите сами... Актриса играет две роли: Катю и* пьесы К. Симонова «История мной любви» и На- стеву из комедии Покров­ ского «Смешной день». В обо­ их случаях актриса вынужде­ на работать иа явно выражен­ ном мелодраматическом мате­ риал*. И там, и здесь общая исходная ситуация, почти од­ ни и те же предлагаемые об­ стоятельства: женщина после жизненных испытаний време­ нем и судьбой возвращается, возрождается к любви. Но ведь что-то и различает этих героинь Аллы Журавле­ вой! Это «что-то» и есть инди­ видуальный и неповторимый характер. В этом и весь сек­ рет обаяния и убедительности героинь А. Журавлевой, и ключ к разгадке ее творче­ ской тайны. У актрисы на первом месте стоит психоло- гичесии точная и достоверная разработка характера, логиче­ ская мотивированность всех поступков изображаемого пер­ сонажа. В исполнении Аллы Журав­ левой ролей Кати и Настевы четко прослеживается социаль­ ная, национальная, возраст­ ная и бытовая дифференциа­ ция. Катя — интеллигентная женщина, москвичка, она еще молода... Настем — простая .колхозница, донская баба с 'деревенским говором и ух­ ватками, женщина не первой молодости. И все это доносит­ ся зрителям не только через внешний ряд: грим, одежду, манеру ходить и разговари­ вать.» Актриса перевоплоща­ ется в своих героинь до пол­ ной неузнаваемости... Я не видел всех ролей, соз­ данных актрисой на протя­ жении 17 лет ее творческой деятельности. Но ведь со­ хранились многочисленные отзывы в прессе тех лет, когда актриса еще только начинала работать во флот­ ском театре. О ней много рассказывают ее товарищи, коллеги по работе. Я обра­ тился за помощью к рецен­ зиям на те спектакли, з ко­ торых была занята актри­ са. Их очень много. Мель­ кают названия пьес, имена авторов, роли. Регана в «Короле Лирел У. Шекспи­ ра, Фениса из комедии Ло­ пе де Вега «Хитроумная влюбленная», Гелена из драмы Л. Зорина «Варшав­ ская мелодия», Майка из пьесы В. Розова «В день свадьбы». Кручинина из драмы великого русского драматурга А. Н. Остров­ ского «Без вины винова­ тые»... А вот главная.геро­ иня пьесы А. Делердика «Вызов богам», девушка Инга, обреченная на ско­ рую смерть из-за белокро­ вия. «Сложнейшую роль .Инги в спектакле играет артистка А. Журавлсаа, чграет ее о ч і и » иенренне и правдиво, — писал в 1966 году рецечз;нт «По­ лярной правды» В. Солнцев. — Мы видим Ингу всегда це­ леустремленной, хорошо соз­ нающей свою цель а жизни. Инга как человек не лишена юмора, ей свойственны поры­ вы подлинной радости, весе­ лья, она способна на большую любовь. Такова эта советская •девушка, для которой жизнь — возможность принести лю­ дям как можно больше поль­ зы. И Инга не собирается ис­ тратить ее по пустякам». Особое, можно смело ска­ зать, почетное место в твор­ честве артистки занимает военно-патриотическая и ге­ роико-романтическая темы. Трудно перечислить все ее роли, сыгранные в военной драматургии. Клавдия из пьесы А. Рыбакова «Неиз­ вестный солдат», Галина •Любчёнко из драмы Л. Си­ нельникова «Волны над на­ ми». Тая- из пьесы Р. Феде- нева «Снеги пали», медсест­ ра из «Василия Теркина» А. Твардовского, военврач Горячева из пьесы С. Ясных «Матросы», Горелова из драмы Б. Лавренева «За тех, кто в море» — вот да­ леко не полный список «во­ енных» ролей артистки. — Тема войны, героичесного подвига нашего народа и ве­ ликой Победы, таи же, как те­ ма добра, любвн, человече­ ской верности, ■ останется ь искусстве вечной и всегда со­ временной, — говорит актри­ са. — 'Каждый человек обяза­ тельно должен каким-тс кра­ ешком своей судьбы прикос­ нуться к этому... Я связала свою жизнь с боевым флот­ ским театром. Не знаю, как дальше сложится моя актер­ ская биография,, но верность военно-патриотической теме — со мной на долгие, дол­ гие годы... Эту тему развивает арти­ стка и в своей литературно­ музыкальной композиции о женщинах, прошедших вой­ ну. Композиция создана на материале произведений со­ ветских поэтесс Вероники Тушновой. Ольги Берггольц, Юлии Друниной, Елены ИГирман. С этой интересной программЬй актриса часто выступает перед моряками Краснознаменного Северно­ го флота и в матросских клубах, и на кораблях. Героини А. Журавлевой, хрупкие и беззащитные женщины, в годину труд­ ных испытаний находят в себе силы выстоять и побе­ дить. Фактически это ос­ новная тема актрисы. «В спектакле «Беспокойная старость», поставленном' мною по пьесе Л. Рахманова, — вспоминает главный режиссер театра, народный артист РСФСР И. Б. Шойхет, — Алла Иосифовна играла жену про­ фессора Полежаева Марью Львовну. Артистка чутко уло­ вила стиль, соответствующий образу, характеру героини. Журавлева пластично, в спо- койных тонах передала внут­ реннюю силу и волю, вы­ держку, самообладание Марьи Львовны, ее душевную красо­ ту. Это дано не каждому». Генеалогия таких образов позволяет нам проследить путь развития актрисы. Представитель Советского Т в о-pч е с к мй н о ршр е и і Союза в -буржуазном госу­ дарстве, дипломат Кольцо­ ва из пьесы А. и П. Тур «Чрезвычайный посол», Зи­ наида Григорьевна Глушко- ва, главное действующее ли­ цо в лирической драме С. Алешина «Куст рябины»... ...Последняя роль актри­ сы — самая ответственная из всех ролей. Она крайне сложна по своему драма­ тургическому и человече­ скому материалу. Алла Жу­ равлева создала на сцене флотского театра образ Ма­ рии Александровны Улья- ■новой в спектакле по пьесе И. Попова «Семья». Мать Ленина — второе главное действующее лицо в спектакле. В «Семье» мы видим только нача­ ло пути великого рево­ люционера. Сюжетный ряд пьесы, ее действк: остают­ ся в рамках истории семьи. И спектакль этот не только о юности В. И. Ленина, но и о его матери.благородной и высокоинтеллигентной женщине, много сделавшей для формирования нравст­ венного облика своих де­ тей. Спектакль этот разво­ рачивается как гимн Мате­ ри, дающей жизнь Челове­ ку, направляющей его пер­ вые шаги, отдающей ему свое сердце. Образ, созданный А. Жу- > равлевой, полон драматизма. Кульминацией становится сцена в царском департамен­ те. куда приходит Мария Александровна просить о по­ миловании старшего сына Александра. Но хитрый и ко­ варный чиновнии Дурново предлагает страшный путь к спасению: выведать у сына имена сообщнинов, •■отопив­ ших убийство императора. И Мария Александровна ре­ шительно отказывается от гнусного предложения. В этой сцене актрисой сыграно очень многое: и желание спа­ сти сына, и невозможность пойти на это спасение ценою жизни других людей. Мате­ ринская любовь и человече­ ское достоинство. чувство и долг — іта внутренняя борь­ ба, этот процесс переживают­ ся аитрисой сильно и с глу­ бочайшим тактом. А. Журав­ лева нигде не пережимает, асе построено на психологи­ ческой нюансировке, на полу­ тонах... Роль Марии Александров­ ны Ульяновой в исполнении Аллы Журавлевой — не­ сомненно большая творче­ ская удача актрисы. Эта роль свидетельствует о состоявшейся актерской судьбе актрисы Аллы Жу­ равлевой, творческая био­ графия которой день в день укладывается в биографию нашего флотского театра. H. НЕКРАСОВ.' Помощник главного ре­ жиссера по литератур­ ной части театра Крас-, нознаменного Северного флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz