История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 21 апреля '1945 г., № 95 {475/ новый С П Е К Т А К Л Ь Т Е А Т Р А С Е В Е Р Н О ТО Ф Л О Т А ТРрЬи j-cpMObi Б Г г Я О С М О Р С 0.0,0*2.0 * 0 0 а ООnOOjijlSUSlSlQjii&D С ЕЛОЕ МОРЕ» — это слек- такль о героическом про­ шлом .родного флота, о слав­ ной предиісторииі Северного фло­ та, о далеких петровских вре­ менах, когда над студёными водами северных морей впервые поднялся гордый -военно-морской флаг нашей і Р одиіеы .. Это спектакль о первых русских моряках, защи­ щавших северные рубежи нашей отчазиы, спектакль о русских лю­ дях, которые, в. борьбе с иноземны­ ми захватчиками закладывали бла­ городные традиции флота, на к о ­ тором мы служим. #** Скрипят снасти: убираются па­ руса. Рулевая светлица на «Святом Петре» — флагманском корабле кшого Российского Военно-Мор­ ского Флота. Воег шторм... 'Длиннобородый боярин П розо­ ровский, воевода на Двине, боится моря. Он ужасается стремлению Петра построить .могучий кора­ бельный флот. —• Не доведет сия премудрость государство до добра,— утверж­ дает воевода.— Не способно р у с­ скому человеку по йодам пырять... Не будет того... Земли, что ли, не хватило?.. Пошто нам с о шведами равняться!?.. Угрозами, уговорами, подкупом, пытается 'Прозоровский заставить стоящего у штурвала кормчего повернуть к беірегу. У штурвала стоит кормщик-по­ мор Иван Рябов.. Ему дороги не боярские «ефимки», не блага, к о ­ торые сулит ему воевода. Дороже жизни Рябову—мечта о морской мощи России, мечта1о выходе Р ос. сии в просторы морей, в просторы океана. Это — мечта Петра. Это — мечта капитан лорутчика Иевлева — одного из «птенцов гнезда .петрова». — О, какая сия будет картина'!— мечтает Петр.,—Флот Российский лрегрозный, в Белом море находя­ щийся и спокойствие отчизны бе­ регущий... Н о у России еще мало кораблей, мала военным -моряков. «Без яаіуки нет моряка»,— заме­ чает Петр. Даже кормщик Рябов, ведущий его флагманский корабль, не имеет .малейшего представлении о навигационных наука» и убеж ­ ден, что в компасе, который он впервые видит в руках царя, слря^ тан «нечистый». —• Значит, ты, кормчий, — слраь шишет Петр,—без компаса и без карт ;не токмо что в море, но и в океане ходишь? — А что океан— не вода'?— ух­ мыляется Рябов-. И Иевлев замечает Петру: — Вот, великий щхияер,—сие получше компаса: нашитаторству и компасу можно .выучить, а так что­ бы без всякого жизнью рисковать и не бояться гибели в лучине—на сие только русские мореходы сп о ­ собны. И оно есть превосходное наше величие... В бесстрашии рус­ ского моряка)—его превосходно! вели­ чие, Н о кормщика Рябова Петр, хочет -видеть «истинным моряком флота — навмгйгором и мо­ реплавателем». — Учи его, Иев­ лев, — приказы­ вает Петр, и чо­ кается с офицером и кормщико-м. — Салют флоту Р о с ­ сийскому!.. Первую картину, происходящую на корабле «Святой Петр», вернее бы­ ло бы назвать про­ логом. Дальнейшее действие -происхо­ дит уже некоторое время спустя, ког да Иевлевым пост ровна «Но.во-Двин­ ская ситадель» — крепость, обороня­ ющая Архангельск ■с моря, а шведская эскадра, пройдя и Баренцево море горло Белого моря, пытается раз­ рушить северную военно-морскую базу России. «В полном и -наве.чаом уничтожении, попыток русских постройке собственного -военного корабельного флоту», — задача которую ставит себе враг. Н о в грозный час малочислен ныа еще русские морские силы мужественно .вступили1в единобор­ ство -с превосходящим их по числу к вооружению морским противни­ ком! и побеждают его. В ореоле героического подвига выходят на историческую а-рену русские военные моряки, о б о р о ­ няющие северные рубежи Родины. И х бесстрашие и воинское умение, их беспредельная! любовь к Роди ­ не и ненависть к -враг-у опрокину­ ли, вдребезги разбили коварные расчеты интервентов и охранили от врагаі родную землю. Н е только русский патриот Рябов, в морской войце повторяющий- легендарный подвиг Ивана: Сусанина, .но и. вы­ веденные в яье-се офицеры Иевлев, Крыков, Пустовойтов, — все эти русские моряки могут служить примером и образцом воинской д о ­ блести и отваги,, готовности к с а ­ мопожертвованию во имя. торж е­ ства своего .правого дела. В-се они — верные сыны. России. $ $ <с -С пьесой Ю. -Германа «Белое мо­ ре» -многие наши летчики, и "техни­ ки! успели познакомиться задолго до ее постановки в театре Север­ ного флота. Автор читал свою пьесу & .ряде авиационных частей и подразделений. Обсужд ая пьесу, наши офицеры, как правило, пере­ ходили; от седой старины к нашим дням. Они говорили о нерушимо сти воинских традиций, заложен­ ных моряками Севера- в далеком прошлом, они говорили о овятос’г-и воинского долга и чести, военно- морского флага, о бессмертии .под­ вига, совершенного .во имя Родины. Новую .постановку театра С е ­ верного флота нельзя рассматри­ вать всего лишь как очеіредную работу флотского театра. Этот спектакль близок и дорог к аж д о­ му офицеру и краснофлотцу С е­ верного флота. В тех ж е северных вода-х, где много столетий тому назад сражались ожившие на сце­ не Рябо® и Иевлев,, где- в петров­ ские времена прогремела боевая слава русских военных моряков, — в /о д ы -Великой Отечественной войны, возвеличивая и умножая эту славу, сражались и сраж аю т ся североморцы. Теат^р приложил много стараний, чтобы создать запоминающийся спектакль о прошлом родного фло- Ивана Рябова. — центральный и наиболее удавшийся образ э лье се — играет арт. Хлопотов. Хлопо- тов-у удалось показать «морского вольного кормщика», влюбленного в море удалого моряка, человека большого душевного б^ичжюдетва и внутреннего обаяния, человека непреклонной воли, твердо иду­ щего к намеченной цели. Не менее ответственна в спектак­ ле роль Иевлева, морского офице ра, воспитывающего Р ябов а,1; и д у ­ щего его на подвиг Это - с л ож ­ ная .роль. Иевлев, в отличие от б о ­ гатыря Рябова, немощен -гелем, он смертельно болен. Н о к нем.у, оф и ­ церу, в полной мере л -гчт быть отнесены слова Ушачонл: «Душой всем состоянием моим, предан' лужбе и -ни. о чем больше не ду ­ маю». Большая, внутренняя сила Иевлева, его убежденность и п о т - линнын патриотизм ру сск ог о моря­ ка позволяют ему, обреченному «а, смерть -роковой тяжелой болезнью, оставаться н а боевом посту и р у ­ ководить победным- сражением -со шведской эскадрой. М н ог о инте­ ресного для сложной и бл агодар­ ней роли- Иевлев,а нашел арт Дурандин. Однако созданный им обра.з лишен цельности. Н еоп рав ­ данны чрезмерно стремительные переходы от расслабленности к проявлению кипучей энергии: е ж е ­ ли человек настолько болен, что не может ходить, то едва ли спустя несколько минут он будет скакать, и бегать... д аж е по сцене. Многое, в Иевлеве— Дуран,дине слишком сьльно напоминает известный по кинокартине о б р а з Суворова. Вряд ли следовало так настойчиво его копировать. Незаслуженно обедненной в спектакле оказал ась роль рыбачки Таисьи— арт. Мишина. Колоритно выписанный автором) женский о б ­ раз, в спектакле— поблек. Д ру г ая женская роль в пьесе-— Амша-Сти- на, дочь шведского конпр-адмира- а-. Актерское -мастерство а р т . Дмитриевой и тщательная .режис­ серская отделка роли сделали ее доминирующей в ейпектакле. Хочется отметить игру арт. М ак ­ симовского (Крыков), арт. Илья­ сов а (шведский кон-рт-адмирал.), арт. Хотянов-а '(пашаіч Ст обеус) арт. Гервишаі і(-Бирге). Неудачна р а б о ­ та арт. Аханова, не нашедшего пра­ вильной трактовки, роли боярина П розоров ск ого. Совсем неудачен арт. Киеселыміан в .роли, шпиона- лекаря Фонтейнаса. Арт К у зн ец ов . играющий -Петра 1-го, т акж е мог бы эту роль сделать много выра­ зительнее. Постановка спектакля о с ущ е ­ ствлена художественным, р у к о в о ­ дителем театра Валентином Пл у ­ чек. Обычная) для него творческая выдумка и изобретательность п ро­ явились и в спектакле «Б ел ое мо­ ре». Наиболее к расочн о и динамич­ но поставлены сцены на шведском корабле. Н о досадно, что н а паг лиггре цостаінов-щика .на нашлось более я.ркик к расок для сцен в «Ново-Двинской ситаделк». Сцены эти, ,в сравнении с о «шведскими», идут вяло. О с о б о следует отметить работу художников спектакля В. и Т. Ст е­ пановых: декорации, костюмы и прочее — их. большая удача.. З а п о минается -и мгузыкаі коміпЬзитора Б Терентьева., & * # Далекое и славное прош л ое -род ного флота! ож и л о -на сцене флот ск ог о театра. Эффектен и торжественен- фи нал спектакля, когда десятки внов-ь выстроенных кораблей Р о с сийского флота, подняв паруса, у.ходят в морские простсцры — Господин контр-адмирал, — рапортует Иевлеву капитан-пору г чик Крыков.— 'Перед вами мечтг ваша — Р оссий ского флоту к о р а б ли. Выстроились. Салютуют. В мо, ре идут. И Иевлев о б р ащ а ет ся к зритель, ному залу: — Затем смотрю , затем дышу затем- живу, дабы от всех ва-с н- ш-паіге поклят-ься, что ни ньгне ни во веки веков ни сыны наши, н* внуки и далекие правнуки не пу стяг -во-рога н а сию к ровью нашет обагренную землю. ■Проникновенные эти сл ов а о б р а щены к зрителям, и зрители эти севером орские моряки, о б о р он я в шие Советский Север от фашист ских захватчиков. Вслед за- -Иевл-е-вы.м могут он повторить: — Слава., ж е во веки .веко победам оружия Российского! К а п и т а н П. П Л Е Т Н Е В . О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р Г. Б Е С С О Н О В .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz