История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

24 августа 1944 г., К: 201 (1967) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц І 99 О Ф Ц Е Р Ф Л О Т А » Новая постановка театра Северного флота РАДОСТНОЕ СОБЫТИЕ Пьеса А. Крона «Офицер фло­ та» в постановке нашего театра произвела на меня большое впе­ чатление. Безусловно, появление такой пьесы — первой пьесы о мороком офицере в д н и войны — является событием в литератур­ ной жизни и событием в жизни подводников, которым она посвя­ щена. Недаром в эти дни среди офицеров-подводіников часто мож- вЪ услышать разговоры и споры о пьесе, о ее положительных сто­ ронах, о ее недостатках. Как ни спорят, но вое сходятся на том, что пьеса имеет большое воспи­ тательное значение. Мне пришлось смотреть «Офи­ цера флота» дважды. В первый раз после общественного просмот­ ра возник ряд недоуменных вопро­ сов. Особенно остро говорили о командире дивизиона капитане ■3 раага Кондратьеве. Как мог этот человек, грубый, заносчивый, в конечном счете, мало изучивший своих командиров, продолжать (Оставаться командиром дппвіо* на? В этом окааался виноват театр, не пошедший за автором: но пьесе комдива понижают в должности— он становится коман­ диром лодки. Действительно, если попробо­ вать поискать, то мы, вероятно, нардом таких комдивов в жизни. Кондратьев в общем неплохой командир, знающий, по давать ему дивизион раіно. Когда я второй раз смотрел пьесу после небольших дорабо­ ток, она оставила вполне хорошее впечатление. Подводника смотрят ее с интересом. Они— не просто зрители. Наблюдая за доведением, образом жизни и действий коман­ дира лодаи капитан-лейтенанта Горбунова, они выносят много ценного для себя. Формирование характера офи­ цера, его переживания, мысли и чувства — вое это близко под­ водиивам и для многих из них представляет практическую цен­ ность. Пьеса «Офицер флота» помо­ гает нам. В этом заслуга автора А. Крова и театра Северного флота, осуществившего постанов­ ку. Герой ІСоввтсиого Союза капитан 1-го ранга И. «ОЛЫШКИН. Сцена из пьесы «Офицер флота» в постановке театра Север­ ного флота. В роли капитан-лейтенанта Горбунова артист Б. И л ья со в (слева), в роли контр-адмирала Белобірова ар­ тист С. Аханов. Фото Г. Кресман. ПЬЕСА О МОРСКОМ ОФИЦЕРЕ-ВОИНЕ ХОРОШИЙ ЗЛМЫСЕЛ Успех пьесы «Офицер флота» в постановке нашего театра состо­ ит. прежде всего, в том, что теат­ ру. как и автору, удалось пока­ зать многие характерные черты советского морского офицера. В частности, удалось это сделать актеру Б. Ильясову, исполняюще­ му роль капитан-лейтенанта Гор­ бунова. Конечно, не все одинаково хорошо в исполнении этой роли. Так, например, очень натянутой остается сцепа прощания Горбу- вова с Катериной. Горбунов на­ стойчивый, волевой, не успокаи­ вающийся на достигнутом, морской офицер. Это хорошо. Но у моряка должны быть и душевность, и геі. «ота. Этого у Горбунова нет. h нравится мне коімандир ди­ визиона. Правда, артист Е. Кузне­ цов делает все возможное, чтобы создать образ комдива. Но фигура эта. на мой взгляд, не удалась ав­ тору. Командир дивизиона—пре­ данный Родине человек. Автор пьесы зачем-то все время старает­ ся представить в «нем пародию на офицера. Следует подумать над созданием образа комдива. Замысел всей пьесы хороший. Я читал пьесу А. Крона «Офицер флота» еще до постановки теат­ ра. Ояа произвела на меня боль­ шое впечатление. Однако я не сказал бы, что театр уже сделал все для того, чтобы пьеса стала еще лучше. Видимо, много попра­ вится в процессе постановок, многое исправлено уже сейчас, после первых просмотров. Нет сомнения, что над такой пьесой, в которой автор постарался дать положительный тип советского морского офицера в дни войны, стоит работать еще я еще. Капитан 3-го ранга П. МЕЛЕДИН. Драматургу А. Крону удалось написать пьесу о моряках-подѳод- «виках во время Великой Отечест­ венной войны. Трудное дело пи­ сать о войне. Пожалуй, еще труд­ нее писать о море и флоте в войне и особенно о подводниках. А. Крои взялся за эту труд­ ную тему и создал пьесу об офи­ церах Краснознаменной Балтики. Центральная фигура пьесы — командир подводной лодки капи­ тан-лейтенант Горбунов. Может быть, именно потому, что А. Кро­ ну, безусловно, удался образ Гор­ бунова, следует говорить и об удаче всей вещи в целом. На­ стойчивость командира, его тре­ бовательность, его строгость, на­ конец, его справедливость по от­ ношению к другим и, црежде все­ го, к подчиненна* позволяют нам сказать, что для наших Офи­ церов - іподводни іков Горбунов очень во многом может служить образ­ цом. примером. Несколько слое о командире дивизиона Кондратьеве. Автор, видимо, задался целью показать некоторые отрицательные момен­ ты в деятельности таких команди­ ров. Но создается впечатление, что комдив просто кляузник, что он не такой человек, который не в состоянии руководить дивизио­ ном в силу своих командирских качеств, а что он занят какими-то своими интригами. В конце кон­ цов Кондратьева понижают в должности и назначают... коман­ диром лодки. Спрашивается, где же логика? Может ли он командовать кораблем? Одним словам, в трактовке образа коман­ дира дивизиона у автора пьесы концы с концами не всегда схо­ дятся. Большое впечатление оставляет первый акт. Многим из тех, кто смотрел пьесу, особенно близки ленинградские дворы времен 1941—42 гг. Замерзшая вода, пу- тешестаие на реку к проруби, время, когда по радио передают сводку, так волнующую сердца людей. Однако и здесь не обо­ шлось без переигрывания. Хотя каждое слово сказано так, как написал автор, но слишком выпи­ рает грубое отношение моряков к населению. Так, один из матросов говорит Николаю Эрастовичу, что он его «кипятком ошпарит», так хоть и жалостливо, но грубо раз­ говаривает Горбунов со старухой, просящей кусочек хлеба. Это, я бы сказал, частные моменты, ко­ торые, может быть, и имели место в суровые ленинградские дни, но которые и автору, и театру следо­ вало бы несколько продумать. Капитан 2-го ранга И. КУЧЕРЕНКО. НАДО ЛИ БЫТЬ ТАКИМ, КАК ГОРБУНОВ? Много споров вызывает пьеса А. Крона «Офицер флота». Недав­ но эту постановку театра Север­ ного флота обсуждали в офи­ церском клубе, потом на на­ шей Краснознаменной бригаде подплава. Встречаясь в кают-ком­ пании, ва корабле, офицеры много говорят о пьесе. Если говорят о произведении так много—это зна­ чит, что пьеса затронула чувства людей. Споры главным образом вдут вокруг командира лодки кдов- тан-лейтенанта Гор<5унова II командира дивизиона капитана 3 ранга Кондратьева. Хочется сказать два слова о первом и них. Если говорить о положительно*^ образе офицера дфлота, р таком офицере, с которого всем нам на­ до брать пример, то следует см* аать прямо: Горбунов не такой офицер. Безусловно, это волевой, настойчивый в выполнении при­ нятых им решений, храбрый чело­ век. Эти положительные качест­ ва мы принимаем. Их надо восгас- тывать в себе каждому офицеру. Но вспомним: Горбунов на про­ тяжении всей пьесы улыбки из себя не выдавил, он исключи­ тельно официален со всеми—от подчиненных ему краснофлотцев и до любимой девушки. Горбунов говорит сам о себе, что он-де знает, как о нем от­ зываются — называют его «суха­ рем». И зритель видит, что Гор­ бунов в очень многом действи­ тельно «сухарь». Надо ли нашему флотскому офицеру стремиться к тому, чтобы быть таким? Ду­ маю, что не надо. Комдив более прост и чело­ вечен, чем командир лодки. Но показан он в пьесе каким-то неум­ ным командиром. Мне таких командиров не приходилось ветре-ѵ чать в жизни. Краснофлотцы удались автору больше. Это живые люди, каких мы каждый день встречаем. Ооо- надо отметать краснофлотца іцова, с ролью которого от­ лично справился артист Хлопо- тов. Старший лейтенант А. МАРТЫНЕНКО. В горниле Великой Отечест­ венной войны люди нашего флота приобрели не только воинскую закалку. Война измени­ ла их характер. В бою проявились все свойства человека: оила его любви и сила ненависти, мера му­ жества и ясность ума, прямота и честность, чистота дружбы и уме­ ние воина, верность и стойкость. Можно с уверенностью сказать, что всесторонний, живой и яркий облик подлинного советского мор­ ского офицера вырисовался со всей ясностью именно за послед­ ние три года и притом на дей­ ствующих флотах, на наших ко­ раблях. Такой офицер — это и^ есть тот воин-победитель, который выдер­ жал испытание войны, который в бою доказал и величие своего сердца, и крепость своей руки. Трудные испытания еще не закон­ чены. Для достижеиия полной победы нашему флоту и всем его людям предстоит еще много боев. И поэтому для всех нас очень важно уже сейчас отчетливо раз­ глядеть все черты выкованного в пламени войны облика людей, которые по праву могут зваться офицерами флота. Разглядеть, чтобы учиться и подражать. «Офицер флота» — пьеса дра­ матурга А. Крона — одна юз пер­ вых попыток помочь решению ггой задачи. И бесспорная заслу­ га нашего театра в том, что он вереым из нескольких десятков театров страны, работающих сей­ Новый герой выходит на сцену час над этой пьесой, сумел показать «Офицер флота» своему зрителю. Краткость срока работы над этой пьесой не отразилась при этом на качестве спектакля. Живой отклик, который встречает пьеса в зрительном зале, — луч­ шее тому подтверждение. В этом заслуга постановщика, ху­ дожественного руководителя те­ атра Валентина Плучек. Первая картина спектакля уво­ дит зрителя в обстановку Левшн- града конца 1941 года. На сце­ не — один (о дворов блокирован­ ного города. Трудная, голодная зима. Люди стоят в очереди к кипятильнику. Нет топлива. И даже стакан горячей воды — драгоценность. На приколе у набе­ режной отстаивается подводная лодка, возвратавшаяся из опасно­ го похода, поврежденная, почти выведенная из строя. В такой об­ становке экипаж этой лодки встречает свой корабельный праздняс — годовщину под’ема флага. Командир лодки — ката- тан-лейтенант Горбунов — это н есть, по замыслу автора, тот человек, который вполне достоин высокого и почетного звания офи­ цера флота* Прямолинейность, с какой обрисован этот образ, стрем­ ление подчинить каждое слово, произнесенное Горбуновым со сцены, раскрытию того или иного положительного служебного каче­ ства зачастую приводят к су­ хости и • чрезмерной схематично­ сти. Преодолеть эту сухость, на­ сытить схему образа живой плотью н кровью — нелегкая за­ дача для актера Б. Ильясова, иг­ рающего роль Горбунова. Илья­ сов правильно почувствовал ос­ новную свою задачу: показать во­ левого, решительного командира, готового к преодолению любых препятствий. Сцены с красно­ флотцем Соколовым, спор со свое­ корыстным, гаденьким инженером Селяниньгм (которого хорошо иг­ рает Р. Кисельаіан), беседу с контр - адмиралом Белобровым Ильясов проводит убедительно и верно. Хуже удаются ему сцены с Катериной Ивановной, с инженер- капитан-лейтенантом Жданов­ ским, сцены, которые должны бы­ ли бы больше согреваться чело­ веческим теплом. Однако Ильясо­ ву нехѳатает мягкости, теплоты, н оттого образ Горбунова остает­ ся односторонним, суховатым. Капитана 3-го ранга Кондратье­ ва играет Е. Кузнецов. Кондрать­ ев показан автором лишь в его отношениях с Горбуновым. Эта линия изобличает главным обра­ зом отрицательные стороны ха­ рактера Кондратьева. Она рисует его человеком мелковатым, гото­ вым даже дружбу принести в жертву, лишь бы избежать воз­ можных «фитилей». А между тем Кондратьев неплохой командир— храбрый, решительный, умелый. Для зрителя это явствует лишь из рассказов о Кондратьеве, а не из его поступков. Поэтому акте­ ру, играющему эту роль, нужно обладать большим тактом, чтобы не сделать образ Кондратьева неприятны* для зрителя. _ С этой задачей Е. Кузнецов вполне спра­ вился. Он дает почувствовать, что Кондратьев в самом деле спосо­ бен понять свои недостатки и из­ бавиться от них. Хорош А. Хлопотов в роли старшего краснофлотца Соловцо- ва. В его исполнении много обая­ ния, много юмора, и он с первого же появления на сцене завоевы­ вает симпатию зрительного зала. Дочь художниса Катерину Ива­ новну играет Е. Соснова. Она об­ рисовывает женственный, лириче­ ский обрез. Можно спорить с ак­ трисой. Огромная нравственная сиЯа помогала в то трудное время ленинградке сохранить в полной мере те черты, которыми Соснова наделяет образ Катерины Ива­ новны. Однако Соснова не дает зрителю почувствовать присутст­ вия этой силы, ощутить незамет­ ный, ио подлинно стоический ге­ роизм, который ' В повседневном бьгту проявляли сотни и тысячи ленинградских женщин. И, может быть, шенно оттого, что Катери­ не Ивановне в исполнении Сосно­ вой нехватает силы и страсти, так бледно проходит сцена ее прощания с Горбуновым, так вя­ ло и недостоверно звучат произ­ носимые в этой сцене слова. Мягкий и верный рисунок на­ ходят С. Аханов для роли контр- адмирала Белоброва и М. Миро­ нова в роли садовницы Юлии Ан­ тоновны. В небольших ролях сторожихи я шоЛера запоминаются А. Васи­ лисина н Н. Волохов. Василиси­ ной следовало бы лишь несколько смягчить ту нарочитую шаржнро- ванность, в которую она местами впадает. Говоря об исполнителях, сле­ дует уоомжуть еще М. Исаева (строитель Павел кудиновнч), Ф. Максимовского (инженер-кагситан-лейтенант Жда­ новский), Е. Котова (художшк Иван Константинович). Н. Тюр- иева (краснофлотец Граница). А. Малых (Николай Эрастович). Каждый из них на своем месте,« оттого весь спектакль радует своим ровным, хорошо сыграв­ шимся ансамблем. Общему хорошему впечатление способствует я работа художни­ ков В. и Т. Степановых. Первая же н основная заслуга театра в том, что он быстро ■ любовно сумел поставить нужную сегодня для Ф ^ А Р & ІМ О В . актеров Ан-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz