История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

ВДЬБІ СОЛДАТШ ИЗВЕДАВ Театр ШШШШПНШШПШТ Нам не раздавали аттестатов, Школьный бал нас вальсом не встречал. Скальпелем в армейских медсанбатах Нам хирург отметки отмечал. Всю судьбу солдатскую изведав, Юность Родине отдаѳ дотла. Через все прошли, и наш Победа Аттестатом зрелости была... Так написал Игорь Григорье­ вич Москалевский о юности сво­ его поколения. Почему мне за­ хотелось начать свой рассказ с этих нескольких строк его сти­ хов? Потому что, говоря о твор­ ческом пути заслуженного арти­ ста РСФСР И. Г. Москалевско- го, одного из ведущих артистов драматического театра Красно­ знаменного Северного флота, нельзя не говорить о его фрон­ товой юности, опаленной вой­ ной. Юношей прошел и познал он то, что навсегда стало для него высочайшей проверкой на чело­ вечность — испытание огнем. Он получил тяжелое ранение, затем две подряд контузии. Уча­ ствовал в боях за освобождение Праги, там и встретил День По­ беды. Рядом с орденом Славы на груди И. Г. Москалевского медали «За освобождение Буда­ пешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги». Бывший рядовой 6-го гвардейского каза­ чьего корпуса несет через всю свою жизнь высокое звание сол­ дата. Много, очень много сыграно артистом ролей за четверть ве­ ка. И все же через многообразие сценических творений артиста четко просматривается тема-его творчества — героико-романти­ ческая. Зрители помнят его героев на сцене флотского театра: это лей­ тенант Шмидт в одноименном спектакле, Рекало («За тех, кто в море»), Скиталец Морей («У времени в плену»), Сева («По­ лярная звезда»), Джан («Душа солдата»), Орлов {«Матросы»). Все это люди мужественные, красивые, обладающие сильным характером. Одна из ярких творческих удач И. Москалев­ ского — образ солдата Гулая в спектакле С. Смирнова «Люди, которых я видел». Его Гулай добрый, отзывчивый, веселый. 13 любую минуту он готов прийти на помощь товарищу. Его .шутки и песни звучат в минуты за­ тишья между боями, поднимают дух бойцов. Но сам Гулай до Победы не дожил. Образ полу­ чился жизненным, достоверным, ибо яркий и самобытный харак­ тер героя подсказан артисту су­ ровой правдой войны, ее траги­ ческими ситуациями. И. Москалевский — артист большого творческого диапазона. Зрители помнят Леонидика из спектакля «Мой бедный Марат» и Дона Мельчора из «Ревнивой к себе самой», Градобоева . из спектакля «Горячее сердце»' и Новосельцева из «Сослуживцев», Фаюнина из «Нашествия» и •Пишту из спектакля «Проснись и пой!». Несомненной его удачей в по­ следние годы явилась работа над образом Новосельцева («Сослу­ живцы»). Режиссер определил этот спек­ такль как лирическую комедию. На первый взгляд, новая роль не сулила осложнений, неразре­ шенных задач. Тем более, что '.лирические» герои уже были опробованы, актером и не однаж­ ды. Роль, как мы часто говорим в своем обиходе, сразу «легла- на индивидуальность актера, и, казалось бы, не надо было осо­ бых усилий, чтобы завершить очередную работу. Однако Мос­ калевский отказался от привыч­ ных ходов и приемов. Упорно преодолевал артист со­ противление материала. День за днем, от репетиции к репети­ ции Москалевский все больше утверждался в Новосельцеве. Сейчас, когда мы смотрим «Сослуживцев», ни у кого не вы ­ зывает. сомнения достоверность образа. Да, ■действительно мы часто встречали вот таких внеш­ не неприметных, полузаброшен­ ных мужчин, обремененных за­ ботами о своей семье, честных в мужской дружбе, доброжела­ тельных, простых и отзывчивых. И, наверное, не следовало бы все эти качества порядочного чело­ века возводить в степень, если бы речь шла не о таком обык­ новенно необыкновенном чело­ веке, каким является Новосель­ цев. В личной жизни он неудач­ ник: жена.ушла к другому, оста­ вив ему двух малолетних детей. На службе неладьі с руководите­ лем учреждения Калугиной — женщиной властной, строгой, требовательной и особенно к не­ му, Новосельцеву. Его она к то­ му же. считает неполноцен­ ным работником вверенного ей учреждения. И, видимо, так бы и остался Новосельцев «заурядным» чело­ веком, не случись этого неверо­ ятного в его жизгіи происшест­ вия — он влюбляется в своего директора — Кадугинуі Под бла­ готворным влиянием большого чувства на наших глазах преоб­ ражается человек. Особенно удачна, на мой взгляд, сцена объяснения Новосельцева в люб­ ви. Она пронизана лиризмом. Зрители не раз имели возмож­ ность убедиться, что актер не озабочен поиском внешних черт характера. Он идет по пути віЗхддоннего перевоплощения. И жЫжь постоянно пополняет его тідоДОескую палитр? новыми, ОЕрИши красками. Этому внут­ реннему обогащению способст­ вует то, что коммунист И. Г. Мо­ скалевский: ведет большую обще­ ственную работу в театре, на флоте и в области. Он является создателем J* бессменным пред­ седателем творческого клуба те­ атра, членом общества «Знание», участвует в военно-шефской ра­ боте. ІІедарно и зрители, и товари- $[0 работе с большой радо- ct^jq .^р^али, что за заслуги в области Театрального искусства Илд^Ііві ^Григорьевичу присвоено •■■- звание заслуженного артиста РСФСР. В. вылгин. Заместитель начальника те­ атра Краснознаменного Се­ верного флота. « е в НА СНИМКЕ: сцгна. из спек­ такля «Сослуживцы». В . роли Новосельцева '— заслуженный артист РСФ&Р И. Москалевский,. в роли Калугиной — артистка Г. Мочалова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz