История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

З а в т р а — М е ж д у н а р о д н ы й д е н ь т е а т р а Молодые строители собра­ лись вокруг костра, пьют чай, спорят о том» как назовут они слой будущий город... Идет Спектакль «Ангарская балла­ да*, и зрительный зал напол­ нен чуткой тишиной сопере­ живания Вдруг моя соседка справа что-то забеспокоилась, заглянула а программку, а теперь шепчет своей подруге: »Катто играет Азарченко. Таньку Мухину из «Саравеж­ ливость — мое ремесло» пом­ нишь?» «Да. И в «Эйк тых здравствуй!* она тоже...#. С яереднего ряда поворачивает­ ся женщина, укоризненно за­ мечает: «Тишей. Она права, конечно, эта женщина.., но девчонкам трудно погасить свою внезапно вспыхнувшую радость от встречи с полюбив­ шейся актрисой... Алла Азарченко в Мурман­ ске недавно, всего второй се­ зон, но уже сыграла в девяти спектаклях и запомнилась зрителям. Собственно, запом­ нилась опа- сразу же, своей перѵоіі большой работой, ког­ да мурманчане увидели ее Машу в спектакле режиссера О. К. Овечкина по пьесе Г. Ма^млина «Эйѵ ты, здравст­ вуй!». • Она жизнерадостна, где-то чуточку озорна, иногда по- девчоночьи кокетлива (как-ни­ как, 14 лет — это возраст са­ мой Джульетты!), находчив* (спросили ее об Эйнштейне — «а лице Маши — минутное за­ мешательство, видно, до сих пор его с Эйзенштейном пута­ ет! Вспомнила, тут же опра­ вилась от смущения и бросает уже небрежно: «А, теория отно­ сительности?!). Характер дев­ чонки схвачен тонко. И это очень важно для актрисы. По­ нят характер — и тогда Азар- ченко может рассказать все не только о своей героине, но и о ее окружении. В пьесе бабка Таисия остается «за кадром*», но ее легко себе домыслить, стоит только послушать дев­ чонку, которая так же качает головой, так же растягивает слова и так же назидательно поучает Валерку: «Не всем в моемое летать, в академики выходить, надо и на базаре кому-то стоять»; «Рехнулся? Дядю из дому выгонять — род-ню-ю!». Эти «старушечьи» интонации в голосе девчонки не просто забавны — они помо­ гают представить среду, в ко­ торой воспитывалась она, луч­ ше понять и финал спектакля, когда Маша идет на конфликт с мещанством. Образ Маши — первая большая творческая удача Аллы Азарченко. Ее Тапька Мухина — «дитя века* («Справедливость — мое ремесло») — уже другой тип — сложный характер экс­ центричной городской девуш­ ки; а дочь немецкого антифа­ шиста Г!агали («Преступление продолжается») — образ сов­ сем иного плана — образ сильный, с драматическим ук­ лоном; ее Поленька («Мое сердце с тобой*) — трогатель­ ная чистая девочка... И для каждой своей героини Алда находит свои выразительные средства. Выпускница Ленинградско­ го института театра, музыки и кинематографии, ученица лауреата Ленинской премии народного артиста СССР Г. А. Товстоногова Алла Азарченко аривезла с собой из вуза пе только багаж теоретических знаний, а и зоркое умение наблюдать, откладывать впе­ чатления впрок (то, что глав­ ный режиссер театра В. В. Киселев называет «актерской копилкой*). Это помогает ей через верно найденную деталь показать целый характер (как было и с Машей, и с другими ее героинями). Говорят, что зритель не ви­ дит одной треіи работы ак­ тера. И это верно. Процесс рождения спектакля, поисков ничуть не менее интересен. Есть в драмтеатре на четвер­ том этаже репетиционный зал — коллективная творческая лаборатория, куда не ступала нога зрителя. Там идет «чер­ новая работа». Черновая, ко­ торая требует не меньше са­ моотдачи, умения «выклады­ ваться*, чем сам спектакль. — Алла Петровна никогда не репетирует в полсилы, — говорит главный режиосер В. В. Киселев. — И еще: она не умеет врать. • В спектакле «Аристократы» она должна была произнести одну эле­ ментарную фразу: «Соня, я верго в Веломорокий канал*. А у нее не получалось. Она не верила в правду характера героини. Беспокойство, требователь­ ность к себе, стремление ис­ кать еще и еще, отвергать, дотошно- шлифовать роль, сом­ неваться, в отчаянии спро­ сить: «Олег Константинович, (режиссеру Овечкину), здесь же я неправильно играю, по­ чему же вы мне ничего не го­ ворите?..». Готовность ехать с комсомольско - молоде ж н о S бригадой в отдалении о посел­ ки, участвовать в КВНе с те­ атром Краснознаменного Се­ верного флота на вечере твор­ ческой интеллигенции и быть заразительно веселой... А ут­ ром к одиннадцати снова ид­ ти в репетиционный зал и снова приниматься за свою трудную, трудную, любимую работу... ...Спектакль скоро начнется, и я, (чувствуя, что нѳ про­ стят наши юные читательни­ цы, если не задам .этот воп­ рос) прошу Аллу рассказать, как она стала артисткой. Ее глаза поблескивают юмором: — Я настолько хотела быть инженером-нефтяником, что меня старший брат уже и по имени не окликал, а звал неф­ тяником. И все бы ничего, но однажды соседка-билетерша взяла меня с собой в ТЮЗ на Моховой на спектакль-сказку. Погас свет, и начались чудеса: люди и звери ходят, трава рас­ тет, и все так живо, что рука­ ми захотелось потрогать. Ко­ нечно, только антракт насту­ пил, я была уже таю. Потрога­ ла траву, услышала какой-то новый, неожиданный запах (это был залах театра, актеры знают, что это такое) и тан мне все это понравилось, что я даже потом домой медленно шла — боялась расплескать в себе эту радость от первого посещения театра. С этого дня одним и-нжене ром-нефтяником на езете стало меньше. Теперь я жила от одного спектакля до другого, и если не было денег на билет, то все равно ходила вокруг ТЮЗа и мучительно за­ видовала тем счастливчикам, кому предстояли два-три часа переживания, восторга, нас­ лаждения. Роли-то я уж все наизусть знала, мысленно здесь же и за Волка, и за Бу- ратино, и за всех играла. Иногда, правда, и пропускали в театр — так, за преданность ТЮЗу. Увлечение стало серьез­ ным. Кстати, потом ТЮЗ пост­ роили новый, а этот, на Мохо­ вой, передали нашему инсти­ туту . Свой дипломный спек­ такль я играла на той самой сцене, которую увидела впер­ вые. После сдачи диплома у нас был ряд поездок за грани­ цу. И потом сразу сюда, в Мур­ манск, и здесь... Раздается голос помощника режиссера: — Алла Петровна, приго­ товьтесь: ваш выход. На сцену пошла Катя — строитель из спектакля «Ан­ гарская баллада». Э. ПАСЬКО. Редактор М. ЗИНОВ. По ту сторону рампы В МУРМАНСКЕ ИДЕТ ДЕКАДА, ПОСВЯЩЕННАЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ТЕАТРА. НАШ РАССКАЗ СЕ- ГОДНЯ — О МОЛОДОЙ АКТРИСЕ ОБЛАСТНОГО ДРАМА­ ТИЧЕСКОГО ТЕАТРА КОМСОМОЛКЕ АЛЛЕ АЗАРЧЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz