История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Творческий Вахтанг Туманов — портрет ______ артист театра и кино Давно хотелось (и давно сле­ довало бы) написать о Вахтан­ ге Давыдовиче Туманове, ак­ т ер е нашего Мурманского об­ ластного драматического те­ атра. Человек интереснейший, он хорошо знаком мурманско­ му зрителю. Не р а з приходи­ лось слышать, как люди, рас­ крыв программу спектакля, от­ мечали веско, с удовлетворе­ нием: — Туманов играет... Все было для того, чтобы написать о Туманове: и жела­ ние, и горы всевозможного м а­ териала. А статья не получа­ лась. Почему? Ответ оказался простым. Обилие материала увлекало: ничто не хотелось оставить в тени, «не отражен­ ным». Судите сами. Учеба в ГИТИСе (Государственный ин­ ститут театральных искусств) у выдающихся мастеров русско­ го советского театра народных артистов СССР М. Тарханова, Н. Плотникова, В. Станицьжа. На параллельном режиссер­ ском курсе в это время учит­ ся друг детства Вахтанга Тума­ нова Георгий Товстоногов, ны­ не выдающийся советский ре­ жиссер, дружбу с которым он сохраняет до сих пор. Учебу прерывает армия. Война. 1944 год — снова ин­ ститут. Принят сразу же на по­ следний курс. 1945 год — при­ глашение в труппу всемирно известного МХАТа. Восемь лет активной творческой работы с выдающимися мастерами со­ ветского театра... На бумагу просятся названия спектаклей и ролей. Но хочется поскорее перейти от хронологии и ф ак­ тов (пускай по содержанию и ярких, но по ф о рм е все-таки сухих) к живому рассказу. Заседал как-то художествен­ ный совет театра. На повестке дня — один вопрос: обсужде­ ние дипломного спектакля «Свадьба Кречинского». Пре­ восходные степени в оценке новой работы с каждым вы­ ступлением возрастали в гео­ метрической прогрессии. «Ви­ новник торжества» (а «виновни­ ком» этим был я) пребывал в состоянии человека, совершив­ шего небольшое чудо, и са­ мым искренним образом уже подходил к той черте, после которой кончаются истинные и разумные представления о се­ б е самом . Не хотелось думать о тех недоработках и недостат­ ках спектакля, которые только что были вполне очевидными м мучили до потери сна и ап­ петита... Да, плохо все это могло кон­ читься. Сейчас-то я понимаю, что все делалось из самых лучших и добрых побуждений: поддержать начинающего ре­ жиссера, вдохнуть в него уве­ ренность и т. д. Но чувство ме­ ры было все-таки утрачено. И, повторяю, все могло бы кон­ чится плохо для молодого спе­ циалиста, если бы слова не попросил Вахтанг Давыдович Туманов. Я бы не сказал, что во вр ем я своего выступления он ловил на себе мои благо­ дарны е взгляды: слишком хо­ лодным был «душ», который он устроил моим «торжест­ вам». Нет, он не стал громить спектакль и не подвергал со­ мнениям мои режиссерские способности. Просто начался деловой разговор, принципи­ альный и доброжелательный, с большим желанием помочь участникам спектакля и мне, режиссеру. Честно говоря, было немно­ го обидно, казалась несколько несвоевременной подобная д е ­ ловитость... Хотелось праздни­ ка, а тебя призывают трудить­ ся. Только позже я с благо­ дарностью понял, что в тот момент Вахтангу Давыдовичу было гораздо важнее сохра­ нить в душе начинающего ху­ дожника то ощущение вечной неудовлетворенности, то не­ проходящее чувство ответст­ венности перед собой и перед своим делом , которым, собст­ венно, живет и движется наша многотрудная проф е с с и я. Этот день я считаю днем на­ шего знакомства. Но память подсказывает, что знакомство, пусть и косвенное, состоялось гораздо раньше. 1953 год. На экранах страны с большим • успехом идет фильм Михаила Ромма аКораб­ ли штурмуют бастионы». Гал- лерея исторических лиц: Уша­ ков, Наполеон, Нельсон... Це­ лое со звездие актерских имен: Кузьмина, П ереверзев, .Пека­ рев, Соловьев— И в каждой рецензии, как правило, еще одно имя, имя исполнителя р о ­ ли командора Фута, друга и сподвижника адмирала Нель­ сона. Рецензенты отмечают убедительность образа, удиви­ тельную его достоверность, страстность исполнения. Ис­ полнил эту роль молодой ак­ тер МХАТа Вахтанг Туманов. Немало можно рассказать о работе Туманова в кино. Было много эпизодов, часто ярких и очень заметных (вспомнить стоит хотя бы Лава Толстого в «Композиторе Глинке»*, выдаю­ щегося русского баса Осипа Петрова в этом же фильме), но была и грусть несостояв- шихся встреч: некоторые филь­ мы почему-либо не получи­ лись и не увидели све­ та. Тем не менее, м ур ­ манчане скоро встретятся с Вахтангом Давыдовичем в но­ вой работе «Ленфильма» «Ро­ кировка в длинную сторону». Особо хочется сказать о Ту­ манове — драматическом ак­ тере, актере сегодняшнего дня, актере нашего театра. Правда, у нас была только од ­ на совместная работа. Несча­ стливцев в «Лесе». Содруже­ ство наше, по-моему, было удачным по своему результа­ ту и радостным в процессе ра­ боты. И ещ е во многом по­ учительным. Я столкнулся с типом актера, которого назвал бы «опасным» — опасным для режиссера. «Опасность» за­ ключается в той заразительной убедительности, с какой этот актер проводит во время р е ­ петиции свою точку зрения, часто совершенно отличную от режиссерской. Я часто спо­ хватывался, что, попав под обаяние В. Туманова,' давно уже играю роль «ведомого», а не «ведущего», как того тре­ бует положение режиссера. Но Туманова легко вернуть к изначальным режиссерским установкам. При одном усло­ вии: если он убедится, что р е ­ жиссер точно и конкретно зна­ ет, чего хочет. Режиссер, б ес­ принципный в осуществлении своих замыслов, теряет Тума- нова-актера на первых же р е ­ петициях. Я стараюсь об этом помнить. И’ еще об одном хотелось бы упомянуть—о незаурядной музыкальной одаренности дра­ матического актера. Мы часто просим Вахтанга Давыдовича спеть нам свои родные, гру­ зинские песни. Как он их поет! Пожалуй, следует рассказать о последних работах Вахтанга Давыдовича, среди которых было много значительных, зна­ чительных по самому «Столич­ ному» счету. А может и не на­ до? Есть вещи, о которых ак­ тер расскажет сам лучше, чем кто-либо. Для этого лишь сто­ ит дождаться вечера и того момента, когда «пойдет» зана- fec. Вахтанг Давыдович никогда не бывает один. Всегда вокруг народ. И обязательно смех. Это совсем не значит, что он являет собой тип лихого анек­ дотчика, который так распро ­ странен, что греха таить, в те­ атрах. В. Туманов — прежде всего великолепный рассказчик с удивительно внимательным взглядом на мир. Он умеет увидеть то, мимо чего мы про­ ходим, не задержавшись. И рассказывает об этом всеми существующими средствами: и сочным литературным языком, и рисунком, и выразительным жестом, и мимической сцен­ кой. Есть такие счастливые люди, с которыми всегда интересно. Интересно не только в за­ столье и перекурах, но и в р а ­ боте — ежедневной и тяже­ лой! Вахтанг Давыдович — та­ кой человек. Олег ОВЕЧКИН. Режиссер Мурманского • областного драматиче­ ского театра.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz