История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

ТОВАРИЩ О ТОВАРИЩЕ В. И. Тарасов в роли Годуна («Разлом»), Есть хороший термин «стимулятор роста». Правда, применяется он не в искус­ стве, но очень ёмок по со­ держанию, Так назвал бы я в драматическом искус­ стве ту замечательную и очень многочисленную категорию актеров, которая не только сама радует зри­ телей мастерством, но и благотворным образом вли­ яет на сценическое поведе­ ние своих партнеров. К этой категории по пра­ ву следует отнести Влади­ мира Ивановича Тарасова. Творческий контакт с ним доставляет мне большое удовлетворение. С ним, если можно так выразиться, лучше играется. Про актера, обладающего такой способ­ ностью, говорят: «Живет на сцене». Владимир Иванович не позволяет себе уповать вдохновение, а всегда предельно собран. Сначала я считал, что сво­ ими успехами В. И. Тара­ сов обязан сочетанию бога­ той наблюдательности со скрупулезным отбором са­ мого необходимого для соз­ дания конкретного сцениче­ ского образа. Но позже, при более близком знакомстве с ним, я понял, что успех обу­ словливается не только сте­ пенью профессиональной одаренности, но и богатей­ шим жизненным опытом, который имеет за плечами этот актер. Он пришел на сцену, владея специально­ стями механика, электрика. Знал хорошо военное дело как человек, не один год проведший в Советской Ар- М'И. Рабочие специальности Владимир Иванович полу­ чил еще будучи воспитан­ ником Саратовского детско­ го дома. Он и сейчас беско­ нечно благодарен своим на­ ставникам. веем тем, кто заботливо растил его и по­ ставил на ноги. Тогда, в детские годы, про­ явилась у Володи Тарасова любовь к актерскому ма­ стерству. Случалось, его друзья умирали с хохоту, глядя, как удачно копиро­ вал он всех знакомых оби­ тателей детского дома. Первые шаги в театраль­ ное искусство Тарасов сде­ лал, участвуя в драматиче­ ском кружке трамвайного парка. Руководителя кружка Петра Григорьевича Сороки­ на Владимир Иванович счи­ тает своим «крестным от­ цом». Более тридцати лет прошло, а они переписыва­ ются до сих пор и очень дружат. Благодаря содейст­ вию и доброму участию Со­ рокина Тарасову удалось попасть по конкурсу в Са­ ратовский драматический театр. Это было большое счастье! Правда, в театре Тарасов пробыл недолго. Подошло время служить в рядах Красной Армии, довелось за­ щищать наши рубежи на Дальнем Востоке. Это был нелегкий период в его жиз­ ни. О том, как выполнял Владимир свой долг, свиде­ тельствуют полученные им за время службы пять пра­ вительственных наград. И за время службы Тара­ сов не переставал готовить себя к открывшемуся ему поприщу. Жизнь предоста­ вила ему возможность уви­ деть разных людей, наблю­ дать их в острых и напря­ женных ситуациях. И все это пригодилось сразу, как только он вернулся в родной Саратов. Одной из ролей того вре­ мени, встретившей положи­ тельный отклик в печати, был офицер японской раз­ ведки Сугияма в спектакле «На той стороне». В те годы зрители и кри­ тика отметили многие зна­ чительные работы молодого актера. Он исполнил роли Годуна в «Разломе», Горец- кого в «Волках и овцах», Во­ ропаева в «Счастье» и дру­ гие. Он с благодарностью вспо­ минает видных мастеров сцѳны, помогавших ему, — народных артистов РСФСР И. А. Слонова, П. П. Гайде- бурова, народного артиста АэССР А. Л. Г-риітича, за­ служенного деятеля ис­ кусств РСФСР П. П. Ва­ сильева. Для нас наиболее интере­ сен четырнадцатилетний мурманский период работы В. И. Тарасова. Здесь он был удостоен звания заслуженно­ го артиста РСФСР. Этот пе­ риод обращает на себя особое внимание упрочением твор­ ческих позиций художника, ростом его зрелости, целым рядом явных актерских удач, а также еще и тем, что именно здесь, в Мурман­ ском областном театре. Вла­ димир Иванович небезус­ пешно пробует свои силы в области режиссуры. Им по­ ставлены на самодеятельной сцене: «Барабанщица» А. Са­ лынского, «Настоящая жен­ щина» Г. Скульса, «За вто­ рым фронтом» В. Собко, «Без вины виноватые» А. Остроэскаго. Запомнились зрителям и сказка «Тайна Черного озера», «Самодуры» К. Гольдони, поставленные им в областном театре. Но все-таки в первую оче­ редь Тарасов —* актер. И хо­ чется назвать хотя бы неко­ торые наиболее значитель­ ные роли, сыгранные им в Мурманске. В памяти мур­ манчан сохранились такие его работы, как Вальган («Битва в пути»), Игнатов («Таня»), Малюта Скуратов («Василиса Мелентьева»), Лаврецкий («Дворянск о е инездо»), Первозванов («Чер­ ные птицы»). Мягким юмо­ ром, великолепным чувст­ вом меры отмечено испол­ нение комедийных ролей («Участковый из Чудино- В. И. Тарасов в роли Я. М. Свердлова («Боль­ шевик»). <----- ----------------- ва», «Девушка с веснушка­ ми», «Парусиновый порт­ фель», «Почему улыбались звезды» и другие). Даже простое перечисле­ ние созданных В. Тарасо­ вым образов заняло бы мно­ го места. Но о двух ролях нельзя не упомянуть. Нель­ зя потому, что они пока яв­ ляются вершиной творче­ ских достижений артиста. Нельзя еще и потому, что работа над этими ролями не прекращается и после того, как спектакли увидели свет. Речь идет о работе над об­ разами В. И. Ленина и Я. М. Свердлова. — Мечта воплотить на сцене образ Ильича возник­ ла давно и долгое время ос­ тавалась моей тайной, — рассказывает Владимир Ива­ нович. — Уме очень дерзкой казалась она мне. Помню, в 1956 году мне поручили в пьесе «Большевик» роль Я. М. Свердлова. По ходу действия я должен был об­ щаться с Ильичем, ісоторого играл мой товарищ. Я тог­ да по-хорошему завидовал ему и ловил себя на том, что репетирую не свой текст, пробую движения, речь, же­ сты совсем не те, что требо­ вались мне тогда... Ценой больших усилий заставил я себя целиком переключить­ ся на порученную роль, а уж что из этого получилось, не мне судить. Получилось хорошо. Об­ раз Якова Михайловича Свердлова в исполнении В. Тарасова был одобрен и печатью, и зрителями. Но творческая мечта не поки­ дала актера. И когда вскоре театр остановил свой выбор на пьесе Н. Погодина «Тре­ тья патетическая», где образ Ленина занимает централь­ ное место, Тарасов уже смог показать свои этюды на ху­ дожественном совете. И вот премьера... Многим мурманским театралам пон­ равился этот спектакль. За девять лет совместной работы я пришел к-убежде­ нию, что для этого актера не существует узких границ или, выражаясь профессио­ нальным языком, нет четко выраженного амплуа, И все- таки всегда находится чер­ та, определяющая почерк художника/ Такой особен­ ностью в выразительных ре­ сурсах В. И. Тарасова мне видится юмор. Мягкий, не самодавлеющий, он ощуща­ ется во всех работах без исключения. Даже в такой, казалось бы, трагической ро­ ли, как летчик, бежавший из концлагеря (пьеса брать­ ев Тур «Побег из ночи»), улавливается тончайшая прослойка юмора. И как это ни противоречиво, в этом и заключалась вся прелесть исполнения. Тарасовакий летчик получился фигурой необычайно волевой. И бы­ ло понятно, что воля эта це­ ментирована не только гра­ жданским долгом и воин­ ской выучкой, но и лука­ вым русским юмором, не покидающим его ни при ка­ ких обстоятельствах. И еще хочется оказать о силе темперамента — самом главном качестве актера. Нужно признать, что этим качеством В. И. Тарасов сча­ стливо наделен. Свое пятидесятилетие ак­ тер встречает в полном рас­ цвете творческих сил и пла­ нов. Он полон энергии и на­ правляет . эту энергию не только в русло профессио­ нальной деятельности. От­ личный общественник, при­ мерный коммунист, он ведет серьезную работу по воспи­ танию молодежи. Его лек­ ции о жизни и деятельности В. И. Ленина неизменно со­ бирают большую аудиторию, Владимир Иванович — де­ кан факультета литературы и искусства университета культуры, член правления общества «Знание». Мы, его коллеги (я думаю, к нам присоединятся и зри­ тели). желаем актеру успе­ хов, ждем от нето новых больших работ. В. ТУМАН.ОВ . Заслуженный артист Лат­ вийской ССР. автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz