История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Для коллектива Мурманского об­ ластного драмати­ ческого театра се­ зон, который недавно закончился, был периодом упорных, можно ска­ зать. мучительных поисков наиболее полноценных пьес, разнообразных по жанрам, правдиво отображающих жизнь и борьбу советских людей. И это понятно: репертуар для театра имеет первостепенное значение, ре­ пертуар — это его лицо. Эти поиски оказались небезуспеш­ ными. З а сезон в целом сыграно пьес на современные темы гораздо больше, чем в прошлом. Восемь из девяти пьес, поставленных коллектн- 5 ом за год, написаны современными раматургами. Хорошо, что в репертуаре театра была пьеса «Битва в пути» (главный режиссер М. А. Борзунов). Зрители высоко оценили игру артистов в этом спектакле, который шел на сиене 29 раз. Серьезным экзаменом на зрелость явилась постановка пьесы «Третья патетическая» Н. Погодина. Хорошее впечатление у нас от игры артиста В. И. Тарасова, который исполнял ответственную роль В. И. Ленина. Актер большого дарования, Тарасов упорно и вдумчиво работал над об­ разом вождя, и создал образ, полный силы и обаяния. Коллектив драмтеатра одним из первых в стране осуществил поста­ новку пьесы «Дамоклов меч» И. Хик- мета, очень актуальной по своему содержанию. Ее поставил молодой режиссер В. С Терентьев. Своеобразное построение сюжета, быстрая смена картин, скупое оформ­ ление, концентрирующее внимание на игре артистов, — все это отличает спектакль от многих других. Коллек­ тив, несмотря на сложность поста­ новки, сумел убедительно довести до зрителя основную идею произведе­ ния. Открывается занавес. З а роялем — счастливые супруги, архитектор н его жена. Они ждут ребенка, муж особо предупредителен к своей под­ руге. Но вот раздается звонок, при­ вносят письмо. Супруги читают его — и перед зрителем развертываются события, которые напоминают нам о необходимости быть бдительными, вести настойчивую борьбу за мир. Курс взят верный К ИТОГАМ ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА Успех спектакля несомненен. Не­ смотря на то, что пьеса поставлена на сиене в конце сезона, она с ус­ пехом шла 21 раз. Идя навстречу пожеланиям зри­ телей, театр поставил ряд комедий ка современные темы. Правда, не все они глубоки по содержанию, привле­ кают внимание сюжетом и остро­ умием. Вряд ли, например, можно считать удачным включение в репер­ туар такой поверхностной пьесы, как «Свидание у черемухи». Зрители на конференциях выска­ зывали пожелания, чтобы коллектив театра уделял больше внимания классике. Учитывая это пожелание, театр к 100-летию со дня рождения А. П. Чехова поставил спектакль «Иванов» (постановщики — главный режиссер М. А. Борзунов и заслу­ женный артист Армянской Я. С. Цицнновскнй). У коллектива Мурманского театра есть все условия для чтобы значительно улучшить работу, полнее удовлетворять тѵрные запросы зрителей. В ССР драм- того, свою куль­ нем — немало одаренных, талантливых ар­ тистов, которые любят искусство, добиваются большого мастерства ис­ полнения. { Зрители запомнили хорошую игру многих артистов. От спектакля к спектаклю растет артист Б. И. Со­ ловьев. Он сыграл за сезон три такие ответственные и совсем различные по характеру роли, как инженер Бахи- рев в «Битве в пути», токарь Зайцев в «Карточном домике», Боксер в «Дамокловом мече». С каждой новой работой все боль­ ше раскрываются способности моло­ дой артистки Е. А. Даниловой, при­ бывшей в театр несколько лет назад. Она умеет жить миром своей ге­ роини, естественна в любой роли, ко­ торую исполняет. Этого она достигает упорным тру­ дом. В «Битве в пути» Даниловой предстояло сыграть Дашу. Чтобы лучше нонять, а затем создать образ героини на сцене, артистка побывала в Мончегорске на комбинате «Севе- роникель», беседовала с рабочими, сама поработала в цехе. «Карточном домике» отметили игру молодого артиста Р. М. Бочкарева. Большой творческой удачей артиста является и созданный им образ А. Б. в «Дамокловом мече» — централь­ ный в спектакле. Работа над этим образом поставила перед Бочкаре­ вым сложную задачу, в решении ко­ торой артист показал значительный творческий рост. Как и прежде, порадовала хоро­ шей игрой заслуженная артистка РСФСР Е. И. Шаповалова, артистка яркого комедийного дарования. Ее образы сочны, полнохровны. Особен­ но она запомнилась зрителям в спек­ такле «Четверо под одной крышей», гае играет роль жены профессора Барышникова. Артисты М. М. Розенблюм, М. П. Чудзина, А. Б. Рогачевский, давно работающие в театре, т акж е создали ряд удачных работ. Об этом говори­ ли многие зрители на конференциях. Однако, как отмечалось при подве­ дении итогов сезона на заседании ис­ полкома областного Совета, арти­ стам, всему творческому коллективу театра нужно еще много работать для того, чтобы в полной мере удов­ летворять растущие культурные з а ­ просы населения. Нельзя сказать, чтобы в театре со­ всем не проводилась профессиональ­ ная учеба. Она есть. Например, ак ­ тивно обсуждаются пьесы, прежде чем принять ту или иную из них к постановке. Лекторы Всесоюзного театрального общества проводили за­ нятия'по марксистско-ленинской эсте­ тике, творческому методу, изучению творческого наследия Станиславского и Немировича-Данченко. И все же систематической учебы не налажено. Пока что об этом толь­ ко говорят. Местный комитет проф­ союза не заботится о том, чтобы мо­ лодые артисты перенимали опыт ар­ тистов старшего поколения. Здесь терпимо относятся к нарушениям дисциплины некоторыми артистами. В коллективе надо улучшить полити­ ко-воспитательную работу. Большую роль в улучшении рабо­ ты театра должен играть художест­ венный совет. Однако он мало за- Зрители уже в «Бигве в пути» и в нимается повышением мастерстча ак- художественного теров, идейного и уровня спектаклей. Драмтеатр недостаточно пополняет­ ся новыми актерами из числа спо­ собной молодежи — выпускников театральных училищ. Очевидно, мож­ но использовать и такой резерв, как народные музыкально-драматические театры, где есть немало одаренных самодеятельных артистов. Серьезные возражения вызывает финансовая деятельность администра­ ции театра. В прошлом году сверх­ плановый убыток по театру составил 55 тысяч рублей. Исполком областно­ го Совета обязал руководителей теат­ ра (и. о. директора т. Вознесенского) принять все необходимые меры к вы­ полнению плана доходов на 1960 год, при расходовании средств проводить строгий режим экономии, не допуская перерасходов по различным видам затрат. Исполком областного Совета обя­ зал начальника областного управле­ ния культуры т. Николаеву и и. о. ди­ ректора театра т. Вознесенского улучшить художественное обслужи­ вание трудящихся отдаленных рай­ онов. Это уже выполняется. Коллек­ тив театра на днях возвратился из гастрольных поездок в Печенгский, Полярный, Териберский, Кандалакш­ ский и Терский районы. Артисты по­ сетили не только районные центры, но и отдаленные поселки побережья. В дни гастролей проводились кон­ ференции зрителей. Они помогают театру в работе: наши люди теперь хорошо разбираются в спектаклях, со­ веты и пожелания зрителей помогут творческому коллективу быстрее уст­ ранить недостатки. Курс театром взят верный. Это от­ мечает большинство зрителей горо­ дов и поселков Кольского полуостро­ ва, где побывал театр. Об этом сви­ детельствует и начавшаяся работа творческого коллектива над такими пьесами, как «Юстина» финского дра­ матурга X. Вуолнйоки н «Цветы жи­ вые» Н. Погодина — о бригадах ком­ мунистического труда. Хочется поже­ лать театру: так держать! А. ШУВАЛОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz