История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

ТЕАТРАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ В перекрестье параллелей Два театра одного города. Две премьеры одной недели. Два спектакля, основанных на одном жан­ ре — сатире. Даже два одинаковых элемента, ис­ пользуемых в спектаклях, — слайды и рации с по­ зывными «Орел» и «Сокол». Эти параллели можно продолжать и дальше. Видимо, так и получится. Ведь жизнь отдельного человека и всего общест­ ва — это всегда параллели, которые, быть может, исходя из законов геометрии, не пересекаются на плоскости, но обязательно скрещиваются в про­ странстве и во времени. «Жизнь и необычайные приключения солдата Ива­ на Чонкина», описанные В. Войновичем, — история. Время действия — накануне и в самом начале Ве­ ликой Отечественной. «Лакейские игры» Э . Брагин­ ского — современность, которую подчеркивает упо­ минание о Съезде народных депутатов. Эти вре­ менные пласты и люди, представленные в них, столь же отличны друг от друга (расцвет сталинского абсолютизма со всеми присущими ему атрибутами и ростки горбачевского демократизма), сколь и схожи (вожди и генералы, лакеи-холуи и солдаты). Не собираюсь спорить о том, оправдана ли транс­ формация прозаического произведения в театраль­ ное действо, как это сделала облдрама с «Чонки- ным»( имеет ли смысл Театру КСФ реагировать на действительность с помощью далеко не лучшей пьесы. Сделано — сделано, о сделанном и буду говорить. Искусство — это не только и не столько отраже­ ние жизни, сколько реализация прекрасных чело­ веческих устремлений. Даже через показ низкого, что есть в людях, искусство призвано очищать ду ­ шу, возвышать личность. Любое искусство — даже клоунское, буффонадное. В последнее время много говорится о том, что наши кинематографисты не могут обходиться без обнаженных или полуобнаженных моделей, без крепкого словца, срывающегося с губ того или иного героя. Эти режиссёрские приемы, обеспечи­ вающие сегодня коммерческий успех фильмов, со­ здающие их авторам славу смелых художников-но- ваторов, давно практикуются и на театральных под­ мостках. Мы с горечью констатируем, что мат на улицах стал обыденным явлением... И все же, если 4>ы я обратился к любому из сидящих в : зритель­ ном зале людей с теми словами, которые неслись со сцены, вне стен театра, то мог бы схлопотать и по физиономии. А в спектакле — можно? Что это — режиссерская находка?! Или такой же наход­ кой является (нет, не сцена в постели, предусмот­ ренная действием пьесы) внезапное появление (там, где этого вовсе не нужно) одной из актрис в тру­ сиках, правда, слегка прикрытых блузкой?! На мой взгляд, это элементарное авторское потрафление обывательской потребности подглядывать в замоч­ ную скважину... Наверное, спектакли все же обкатаются и по­ влекут к себе зрителей, которые увидят действи­ тельные находки, по крайней мере, в актерской иг­ ре. На премьере «Чонкина» возникали, к примеру, интересные дуэты: М. Аксаков — В. Перепелицын, М. Аксаков — В. 3af е '- ':запом ин а е тся соло Ю. Швыряева... И все же в обоих спектаклях очевидны актерские и режиссерские передержки. Думается, нелепо и без того смешные фразы, си­ туации, заложенные в литературном материале, сопровождать на сцене излишним кривлянием, а сатирический гротеск романа и пьесы * подменять примитивным фиглярством. Внешний вид пеликана и так располагает к улыбке. Но если ему в клюв за­ сунуть подушку, как это предложил один из геро­ ев фильма «В городе Сочи темные ночи», то, воз­ можно, это и вызовет смех, однако будет, очевид­ ной глупостью. Да не поймут меня буквально творческие коллек­ тивы театров. Юрий СМИРНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz