История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

•9SUB* КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ ТЕАТРАЛЬНЫЙ БУЛЬВАР 25 М АРТА 1989 Г. 27 марта-Международныйденьтеатра ЧЕРНЫЙ ПУДЕЛЬ, или ДВЕ ЗАРИСОВКИ НА ОДНУ ТЕМУ жу. Журналист Валерий ЧУБАР беседует с Олегом ШВЫРЯЕ- ВЫМ и Еленой РЯБОВОЙ, мо­ лодыми артистами Мурман­ ского областного драматиче­ ского театра. — Олег, с какого года ты в театре? — С 9 марта 1983-го... — Даже день помнишь? - — А как же!.. У Мурманской «облдрамы» в этом месяце внушительный юбилей — 50-ле­ тие. У Олега — всего 6 лет работы... Он вырос в театральной семье. Акте­ ры не только его родители, но и прак­ тически вся родня. Выбор Олег сделал задолго до окончания школы. После восьмого класса поступил в Горьковское театральное училище. «Понимаем...» — усмехнется иной «знаток жизни». А что такое «ввод» за четыре дня в спектакль на главную роль этот знаток понимает? Именно это пришлось сде­ лать Олегу , причем сразу после окон­ чания училища. Он играл «Валета» в спектакле «Родительская суббота». Это его первая роль в Мурманском драма­ тическом. Потом были Пол в «Мсье Амилькар платит», Семен Чижов в «Счастье мое...», не совсем обычная роль быка Гіанчо в «Арене». Впрочем, что значит «не совсем обычная», когда речь идет о театре? Играет же Оле г кота Леополь­ да в детском спектакле! Или, к приме­ ру , оловянного солдатика... Поневоле вспомнишь трагикомичный образ героя Дастина Хоффмана : «Я могу сыграть все — от лука до укропа!» Не открою истины: талант — это ра­ бота. Это не только парение в облаках. Театру нужны талантливые люди. Театру нужны люди, умеющие-много работать. Олег умеет. ^ Он считает, что ему везло с режиссе­ рами: то, что было начато в училище, продолжалось уже на практике. Многое дала ему работа с Михайловым, Пази, Чернышевым... О Юрии Васильевиче Чернышеве Олег отзывается особенно тепло. О нем и о его спектаклях. — Олег, а какие спектакли тебя во­ обще привлекают? — Эмоциональные. Где шее через эмо­ ции, через живые человеческие чувства. Если ■ спектакле этого нет, как бы ни был он «крепко» поставлен — я сразу задаю себе вопрос: а зачем это постав­ лено! И, честно говоря, ответа не нахо- Задавать вопросы Олегу свойственно. Как, впрочем, и задумываться над отве­ тами. Взять хотя бы репертуар. Олег считает, что коммерческие интересы здесь нередко берут верх над творче­ скими. Худсовет поднимал вопрос о ка­ честве пьесы «С тобой и без тебя» — пьеса прошла... О т «Интердевочки» худсовет тоже не был в восторге 1— пьеса прошла... В театре подсчитали, что спектакль сегодня «собирает зал» 25 раз! Значит — быстрее, быстрее, как на конвейере... А ведь та же «Ро­ дительская суббота», вспоминает Олег, была показана 100 раз, спектакль «А поутру они проснулись» по Шукшину — около 150-ти раз! Значит, совсем не­ давно интерес к театру был гораздо выше. — Олег, как вернуть эТот интерес? — Думал. Меня это волнует ничуть не меньше, чем любого работника те­ атра. Прежде всего — тщательнее ра­ ботать над спектаклями. Прекратить гонку. Избавиться от формализма в ор­ ганизации встреч со зрителями. Нала­ дить рекламу. Решить проблемы репер­ туара — особенно молодежного! Акти­ визировать «малую сцену». Вернуть зри­ тельские конференции... Вон сколько у нас возможностей! А ведь я еще не все назвал. — Олег, мы все о твоей работе... А свободное время? — У меня его практически нет. Девя­ носто процентов времени — театру! •— Ну, а оставшиеся десять? — Люблю спорт — раньше занимал­ ся боксом, имею второй разряд по фе­ хтованию. Танцую с удовольствием. Пою... * - А на гитаре не играешь? . — Играю. — Может быть, и песни пишешь? — Да, пробовал. — А о чем, если не секрет? — Ну, это уже тема для отдельного большого разговора... * * * ...Удивительная планета — Театр! Стоит ступить на нее — и все вокруг преображается, все освещается каким- то необычным, волнующим светом... Вам встретился черный пудель — ну и что тут такого? А если он встретится вам, когда вы — впервые в жизни! — подходите к ступеням театрального ин­ ститута? Невольно вспоминается черный пес из «Фауста», один из обликов Ме­ фистофеля: Да просто пудель перед нами: Хозяина он ищет по следам... Елене почему-то именно огромный черный пудель запомнился, как одно из первых ленинградских впечатлений. Она приехала из Житомира поступать В Ленинградский государственный ин­ ститут театра, музыки и кинематогра­ фии. Провинциалка, только что закон­ чившая школу, не имеющая никакого театрального опыта, она поступила сра­ зу — «с первого захода». — Елена, в этот институт даже до ­ вольно опытные люди поступают, слу­ чается, по три, четыре, по пять раз... Вам повезло! — Мне повезло в том, что я шла на курс к Владимиру Викторовичу Петрову. Курс задумывался как эксперименталь­ ный, педагог искал людей со «своим театром» в душе, с пусть странным, но своим, глубоко личным представлени­ ем о театре... Еще учась в институте, Елена уже иг­ рала в спектаклях Ленинградского мо­ лодежного театра на Фонтанке, потом — в Академическом театре драмы име­ ни Пушкина... — Елена, а как в твоей творческой биографии возник Мурманск? — Меня пригласил Григорий Георгие­ вич Михайлов, тогда главный режиссер «облдрамы». Прислал вызов. Я приеха­ ла, нашла здесь дружную, по-настояще- му творческую атмосферу. Спектакль ставился так, словно разгадывалась сооб­ ща некая загадка, тайна... Мне это очень по душе пришлось. Я с удоволь­ ствием и сейчас вспоминаю свою пер­ вую роль — в спектакле «Возвращение Одиссея»... — Елена, а сколько вы сыграли ро­ лей за восемь лет работы в театре? — Никогда не считала. Наверное, око­ ло пятидесяти... — Работаете по-прежнему с удоволь­ ствием? — В «Декамероне» — да. Сегодня это мой любимый спектакль. А осталь­ ные... Понимаете, хочется вложить ку- да-то всю душу, а вложить некуда. По кусочкам от души отщипывают: так на­ до... Корни многих сегодняшних проблем театра Елена видит в том, что коллек­ тив еще не вышел из «кризиса 87-го го­ да». Она напоминает слова Петрова, своего педагога: «Вы можете ссорить­ ся, но не ссорьтесь до крози!» Иначе — можно делать сборы, можно делать благополучный вид, но Искусство де­ лать нельзя. Или очень и очень непро­ сто. Елена говорит об этом с болью, словно разговор идет о глубоко лич­ ных, самых дорогих вещах. Впрочем, так оно и есть — разговор идет о Театре... — Елена, с годами, наверное, «вол­ шебство театра» тускнеет, ожидание чуда становится слабее? — Да, но оно все равно живет у ме­ ня в душе. Несмотря ни на что. И это уже какое-то волшебство. Это уже чу­ до...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz