История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Мурманскому областному драмтеатру ~ 50 лет Г Т ОЧНАЯ Д А Т А рож дения о б л а с тно го д р ам а ти ч е с к о го т е а т р а , соб с твенно го в о р я , у ж е . м и но вала . 1 ф е вр а л я 1939 года он о т к р ы л с я прем ьерой с п е к т а к л я « Г е н е р а л ьны й к о н с у л » , п о с та в л ен ­ ного е го п ервым х у д ож е с т в е н н ы м р уководи телем С . А . Морщи- х и н ы м . Т а к что к о л л е к ти в р а зм е н я л ш е с то й д е с я т о к , но юбилеи р еш и ли п р и у р о ч и т ь и еж е го дном у М еж дународном у дню т е а т ­ р а , ко то ры й о тм е ч а е т с я 27 м а р т а . Н езадол го до него мы в с тр е ­ ти л и с ь с гл а в н ы м р еж и ссером о б л а с тно го д р ам а ти ч е с к о го , з а с л у ­ ж енным а р ти с то м Р С Ф С Р Владимиром М ихайловичем С А Р А Н Ч У ­ КОМ. К то сл е д и т за х у д ож е с тв е н н о й ж и зн ью М урм ан с к а , п ож ал уй , з н а е т , что В л адим и р М и хайло вич ср а в н и те л ь н о н едавно , ч у т ь бо льш е года н а за д , в о з гл ав и л т р у п п у . Р ан ее р уководи л те а тр ом в Р ы б и н с к е , за тем в Д н е п р о п е тр о в с к е . Много за э т и годы было с п е к т а к л е й , прем ьер , в с тр еч со з р и т е л я м и , но что в сп ом и н а е тс я ярче- всего? Не т е ли восем ь ко нц ер то в , ч то бы ли д а ны в П р и п я ­ т и д л я п ож а р н ы х , со л д а т и р або тни ко в А Э С в се го ч е р е з два ме­ с я ц а после чернобы л ь ско й тр а ге д и и 7 .. Впрочем , н аш а тем а с е го ­ д н я — М урм ан с ки й д р ам а ти ч е с к и й . И п у с т ь во зьм е т слово т о т . о т ко го более в се го з а в и с я т х у д о ж е с т в е н н ы й ур о в ен ь т е а т р а , его н а с то ящ е е и б у д ущ е е . Главный режиссер: «Рисковать-необходимо» — Сейчас юбилействовать, в общем-то, немодно. Слишком много было празднеств по всяким пустякам в недавние времена. И все-таки 50 лет — это цифра. Хочешь не хочешь, а заставляет задуматься , по­ размыслить ... Об истории кол­ лектива пусть скажут другие . Мне же первым делом хочет­ ся поблагодарить тех, кто долгие годы создавал репута­ ц и ю сильного, на многое спо­ со б н о го коллектива. В опр еки обычаю я бы нач ал с т е х , ко го з р и т е л ь н и ко гд а не в и д и т . Да-да , т е х н и ч е с к и е р а ­ б о тн и ки т е а т р а — э то т о т наш н е зам еним ы й т ы л , без ко торо ­ го п р о ф е с си о н а л ь н а я рабо та про сто н ем ы слим а . П р а к ти ч е ­ с к и всю ж и з н ь т р у д я т с я в т е ­ а т р е р аб о тни ки п ар и км а хе р - ско ц е х а В . Н . Л е у т а и Е . П. С ам но ва , пош ивочно го — Н . И. Б о й к ач е в а и Л . И. Б аб и н а , с т а р ш и й кон тро лер И. В . Кра- сно слободцева , р а д и с т П. П. Ко лб асов , с то л я р В . И. М ака ­ ров , х о з я й с т в е н н ы й р або тни к Л . С . Осотова, помощ ник ре­ ж и с с е р а 3 . И. С а й к и н а . Дол гие годы верны к о л л е к ти в у б у т а ­ ф ор А . А . Б у гр о в а , з а в е д ую ­ щ ие ц е хам и А . А . Б елы й и Н . А . С у с л и к о в а , помощ ник ре­ ж и с с е р а Д . А . Носова , э л е к т ­ р и к А . А . К о р я к и н . М у зы к а л ь ­ ное оф орм лени е д е с я т к о в , если не со тен с п е к т а к л е й п р и н а д л е ­ ж и т зав е д ую щ ем у м у зы к а л ь н о й ч а с т ью т е а т р а В . Р . Хо лопо ву . Впрочем , если п ер еч и сл я ть в с е х т е х , к то сам оо тверж енно т р у д и т с я за к у л и с ам и , п о тр еб у ­ е т с я очень много м е с та , ведь и х в д в а с лиш ним р а з а боль­ ш е , чем а к тер о в . Труппа театра насчитывает сейчас сорок четыре человека. J f e костяк составляют люди , Ь т д а вш ие к о л л е к т и в у не о д н о десятилетие . Их не нужно осо­ бо представлять, потому что они хорошо известны мурман­ чанам своими актерскими ра­ ботами. И все же накануне юбилея нельзя не вспомнить еще раз о народных артистах РСФ С Р К. А . Баздерове и М. П. Скоромниковой, заслу ­ женных артистах республики О . П. Лелянове и В. К. Сто- менке , заслуженном артисте Тувинской АССР С . Т. Медвед- ском , актерах В. П. Ерасове, Г. И. Серегиной, В. Й. Рачилло, С . И. Вагинове, В. Р. Кецмане. Среди них есть и относитель­ но молодые люди , чей стаж на мурманской сцене тем не менее насчитывает по два десятка лет. К с т а т и , ещ е р або тая в Р ы ­ б и н с к е , я с лы ш а л немало доб­ р ы х слов о М урм ан ском т е а т ­ ре. И, конечно , э то прежде в се ­ го и х п р а зд н и к — т е х , к то де ­ с я т и л е т и я м и нро по тливо го . т р у ­ д а со здав ал а в то р и т е т ко л л е к ­ т и в а . По этом у на юбилей мы п р и гл а си л и м н о ги х — р еж и с ­ серов В . В . К и се л ё в а , Г . Г . Ми­ х а й л о в а , В . Б . П ази , В . Я . К е л ­ ле-П елле , а т а к ж е а к тер о в , о с­ т а в и в ш и х след в н аш ей исто - рйи . Заполярные любители теат­ ра, разумеется , заметили, что в последние два года в труп­ пе произошли значительные изменения. В связи с этим не­ избежно ушли из репертуара и многие прежние спектакли. Нынешний период насыщен очень интенсивной работой, ведь только за один сезон на афише появилось более деся ­ ти названий новых постановок. Н а н е ко то р ы х из н и х , конеч ­ но, не м о гл а не с к а з а т ь с я по­ с п еш н о с т ь , с ко торой со зд а в а л ­ ся новый р е п е р т у а р . А следом в м е с тной п еча ти появи ло сь н е с ко л ь ко н р и ти ч е сн и х п уб л и ­ к а ц и й . О ткро венно го вор я , о т ­ н е с л и с ь к ним в т е а т р е по -раз­ ном у . О б иж а ть ся бы ло бы г л у ­ по: мы живем в кр и ти ч е с к о е врем я , ко гд а многое переос­ м ы с л и в а е т с я . И то , что о т е а т ­ ре п и ш у т , уж е хо рош о , з н а ч и т , он вы зы в а е т и н те р е с . Л иш ь бы не молчали ! С д р у го й с то р о ны , в и н ы х п у б л и к а ц и я х ощ ущ а ­ еш ь я в с т в е н н ую тен д ен ц ио з ­ н о с т ь , ко тор ая вр яд ли при не ­ с е т п о л ь з у . И х о те л о с ь бы о т ж у р н а л и с то в , кр и ти ко в бо льш е ­ го поним ания з ад ач , с то ящ и х перед те а тр ом в ны н еш ний сло ­ ж ны й период . Главная задача, на мой взгляд — это упрочение и развитие традиций Мурманс­ кого областного драматическо­ го как театра реалистического, психологического, в котором главное место занимает актер. Актер-индивидуальность, со своей гражданской позицией. Дело это непростое, потому что в определенной степени противоречит идее коммерци­ ализации искусства, ориенти­ рованной, главным образом, на кассовый успех. И хотя та- ***?• кая тенденция все шире про­ кладывает себе дорогу , хотя какие-то элементы хозрасчета неизбежны и полезны, все же мы не собираемся превра­ щаться в чисто зрелищное, развлекательное предприятие. Наша цель — говорить со зрителем о насущных проб;- лемах и глубоких чувствах. В этом помогут и классика, и современные произведения, которых, правда, пока появи­ лось не так много. Во всяком случае, профессиональный уровень труппы позволяет ста­ вить перед коллективом слож­ ные задачи. Что сказать о планах? Вскоре зрители увидят постановку пьесы «Танго» польского писа­ теля С . Мрожека, на чье твор­ чество до последнего времени было наложено табу, и мюзикл «Женщина есть женщина» по мотивам ранних рассказов М. Шолохова. В новом сезоне собираем ся п о к а з а т ь с п е к т а к л ь о м о р я к а х , со здаваемы й по мотивам про­ изведений и зв е с тно го пи с а те л я - м а р и н и с та В . Конец ко го . А е с т ь в н ам е т к а х и т а к и е п о с т а ­ но в ки , о ко то р ы х ко н кр е тн о го ­ вор и ть р ан о в а то . К о гд а они о п р е д е л я т с я , то , возможно , ко- му-то п о к аж у т с я р и с ко в а н ны ­ ми . Но в тв о р ч е с тв е необходи ­ мо р и с ко в а т ь . Иная н еудача с т о и т зн а ч и те л ь н о дорож е з а ­ про гр амм ированно го в ы и гр ы ­ ш а . А л ь п и н и с т , не доб р авш и й ­ ся до в ерш ины Э в ер е с та , сд е ­ л а л в се -таки больш е , чем т о т , к то , д аж е не з а п ы х а вш и с ь , подн ял ся на н е вы со к ую соп- н у ... Будем р и с ко в а ть ! В Р А З ГО В О Р Е с гл а вны м р еж и ссером т е а т р а , ко гда речь з а ­ ш л а о з р и т е л я х , н еож иданно п р о зв уч а л а и з в е с тн а я ф ам и ­ л и я . И зв е с тн а я не то л ь к о ры б ак ам или , с к аж ем , ч и т а те л ям об­ л а с т н ы х г а з е т , но т е п е р ь и лю дям из в е сьм а о тд а л е н н ы х кр а е в . « Т о т самы й ?» — «Д а , т о т с ам ы й !» Р еж и с се р и к а п и т а н п о зн а ­ ком и ли с ь со верш енно с л уч ай н о в М оскве, гд е и вы я с н и л о с ь , что м о р я к я в л я е т с я з а в з я ты м те а тр а л о м , давно сл е д и т з а тв о р ч е с т ­ вом об ла с тно го д р ам а ти ч е с к о го и д аж е соб и р ае т про гр амм ки у в и д е н н ы х (не то л ь к о в М урм ан ске ) с п е к т а к л е й , г а з е т н ы е вы р е з ­ к и , р е ц е н зи и ... Н е ско л ь ко п апо к накоплено ! И х о т я в т е дни у к а н д и д а т а в н ародны е д е п у т а ты С С С Р о т проф сою зов (р е з у л ь ­ т а т ы выборов с т а н у т и з в е с т н ы , видимо , с е го д н я ), зн а тн о го капи- т а н а - тр а лф л о то в ц а Н и ко лая И вановича Г уц к а л о в а было по горло и н ы х заб о т , он все ж е с о гл а си л с я по говори ть и о предм е те свое­ го ув л еч е н и я . Театрал: «Кто мимо пройдет — Николай Иванович снача­ ла о самом сейчас для вас важном. Как идет предвыбор­ ная кампания! £ — Думаю , неплохо. Недавно я побывал в Калининграде и Одессе , в каждом городе бы­ ло по нескольку встреч с ры­ баками. Знакомил их со своей программой. Встречи прошли оживленно, порой весьма остро, и это понятно, потому что обсуждались насущные проблемы становления право­ вого государства, режима тру ­ да и отдыха рыбаков, оплаты, жилья. Высказанные мнения помогли глубже узнать ситуа­ цию на других бассейнах, кое- что уточнить в своих позици­ ях. Заботы у нас у всех одни, и считаю, что нашел с колле­ гами общий язык. А осталь­ ное покажут выборы. — На днях наш областной театр отмечает свое пятидеся­ тилетие... Как вы вообще от­ носитесь к театру! — Для меня это одно из самых сильных и привлека­ тельных искусств. Поэтому, где бы ни был, всегда стараюсь познакомиться с новыми спек- ^ѵтаклями. Если попадаю в Мо- ^скву, обязательно стремлюсь рыбныймурман достать билет. Вот и в Одессе на днях, хотя график выступ­ лений был очень плотным, все- таки выкроил время, чтобы за­ глянуть в знаменитый их опер­ ный театр , посмотреть балет «Дон Кихот». — А когда вы познакоми­ лись с нашим областным теат­ ром! — Четверть века назад. Зда ­ ние, в котором он сейчас на­ ходится , было открыто 7 но­ ября 1963 года . Я тогда был курсантом , и мы помогали на стройке. Вот с тех пор, когда оказываюсь на берегу , обяза­ тельно стараюсь наверстать упущенное за время рейса, посмотреть самые интересные вещи. Помню и многие поста­ новки прежних лет, например, пьесу Куликова о моряках «Суровый человек» или спек­ такль «Троянской войны не будет» . Вообще с нашим теат­ ром у меня связано много сильных впечатлений. Правда, в последнее время навали­ лись заботы, поэтому давно уже в него не заглядывал . — Как давно! — Пожалуй, месяца полто­ ра, не меньше ... Да, посмот­ рел «Интердевочку», и с тех пор что-то не удавалось. Но скоро снова собираюсь — на спектакль «Дальше ... Дальше ... Д альш е !» Я эту пьесу уже ви­ дел , но в другой постановке; интересно, как справились с нею земляки . — Надо полагать, вы и в экипаже БАТ «Маршал Ере­ менко» пропагандируете те­ атральное искусство! — Обязательно . Постоянно говорю морякам : есть воз­ можность — идите в театр. Мне кажется, он гораздо силь­ нее воздействует на чувства, чем кино. Человек, который равнодушно проходит мимо театра, просто обворовывает себя. — Что вы хотели бы поже­ лать коллективу областного драматического в связи с юби­ леем! — Пора бы подарить нам спектакль о рыбаках. Все-таки это профессия, на которой держится город-.. И неужели в огромной морской державе нет достойных пьес на эту те­ му? Но это к слову. А коллек­ тиву хотелось бы пожелать сплоченности. По некоторым статьям в прессе , разговорам мне кажется, что сейчас теат­ ру этого недостает. Сплоченно­ сти, которая помогла бы за­ махнуться на новаторские, сме­ лые по теме и дерзкие по художественным средствам спектакли. — Николай Иванович, ин­ тервью увидит свет, когда уже будут известны результаты выборов народных депутатов СССР от профсоюзов. Но сей­ час разрешите пожелать вам собрать побольше голосов на расширенном пленуме ВЦСПС. А также — новых ярких теат­ ральных впечатлений! Б олее п о л у в е к а — пятьдесят пять лет — творческий стаж акт­ рисы Феоктисты Николаевны Ціевя- ковой. Урожденная калужанка, она играла ■ театрах Саратовской обла­ сти, Сызрани, Иркутска, а в пятиде­ сятом году впервые ступила на мур ­ манскую сцену. Областной драмати­ ческий тогда арендовал помещение во Дворце культуры имени С. М. Ки­ рова. И поскольку сцену приходи­ лось делить, то давалось лишь по три спектакля в неделю, а а другие дни актеры усаживались - - да- не в автобусы, а чаще в открытые грузо­ вики! — и разъезжали по городам и районам области знакомить северян с искусством. Какую первую роль сыграли вы, Феоктиста Николаевна! — Первая роль и до сих пор оста­ лась в памяти одной из самых лю- Актриса: «Зритель у нас отзывчивый» бимых. Я сыграла Ольгу , невесту, в пьесе «Свадьба с приданым», кото­ рая была очень популярна. Это ве­ селая комедия из деревенской жиз­ ни. Людям в ту пору очень не хва­ тало смеха , и поэтому на спектакль — да и не только на этот — прихо­ дили по нескольку раз. Потом игра­ ла Калмыкову в социальной драме «Семья Лутониных», Долли в ин­ сценировке «Анны Карениной»... И пошло, и пошло... — А с кем из коллег вы работа­ ли тогда ! — Да вот с Корнелием Александ­ ровичем Баздеровым — он еще раньше меня пришел в театр и до сих пор на сцене. Выступали тогда и такие интересные актеры, как Александр Борисович Рогачевский, Мария Алексеевна Усова, Екатерина Ивановна Шаповалова, Владимир Ми­ хайлович Филиппов. Многих можно вспомнить... Зрители их очень лю­ били. Откуда уж и цветы достава- ли, не знаюі — Тридцать шесть лет вы высту­ пали в областном драматическом. Конечно, всех ролей не перечесть. Но ведь были среди них и самые дорогие! — И немало. Но если говорить о самых-самых, то они в спектаклях «На дне», «Тринадцатый председа­ тель» , «Гнездо глухаря», «Таня»... С особой радостью вспоминаю эту пьесу. Когда-то, еще до Мурманска, я играла в ней главную героиню, в здесь — уже бабушку ... Можно ска­ зать, с этой пьесой жизнь прожила. — А последняя роль! — Роль была скромная — нянеч­ ки, а пьеса знаменитая — «Дядя Баня». Ее Григорий Георгиевич Ми­ хайлов поставил на малой сцене. Вот в восемьдесят шестом в этой пьесе я в последний раз и играла перед мурманчанами. — Феоктиста Николаевна, если сравнить зрителя пятидесятых годов и современного, — то изменился он! — Зритель у нас всегда был очень доброжелательный, отзывчивый. Но, конечно, есть и перемены . Если раньше любому спектаклю полный зал был гарантирован, то теперь лю­ ди стали гораздо разборчивее, тре­ бовательнее. — Чего бы вы хотели пожелать театру! — Самого главного — хороших спектаклей и зрительского понима­ ния. ...А чего пожелать самой Ф еок ти ­ сте Ни:солаевне? Ведь у нее прибли­ жается и личный юбилей, да еще какой — 28 марта исполнится 75 лет! Девайте пожелаем актрисе здо ­ ровья, долголетия и радости во вну­ ках. 24 марта 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz