История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

СЕГОДНЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА Разговор этот назревал давно. Почти пол* года мы приглядывались, прислушивались к процессам, происходящим в Мурманском областном драматическом театре. Шутка ли сказать, первый год театрального экспери­ мента поставил наш драматический в ситуа­ цию непростую, если не сказать больше. Из труппы ушли актеры, на которых держался прежний репертуар. К началу нового сезона театр, по сути го­ воря, подошел с «сырой», еще не слитой во­ едино труппой (обновленной почти на треть) и с не давящим на плечи запасом готовых спектаклей. Борьба шла по-крупному — за жизнь. Выстояли. С перепадами и сильными встряс­ ками, неудачами и настоящими победами. И то, что сегодня театр не боясь вышел на страницы газеты с откровенным разговором, ссидетельствует прежде всего о том, что он не просто существует, а живет и развива­ ется. Этот «круглый стол», вернее, доверитель­ ная беседа, состоялась накануне Междуна­ родного дня театра в секции критики М ур ­ манской организации Союза театральных деятелей РСФСР. Впрочем, не будь празд­ ника, мы собрались бы все равно вот так, за чашкой чая, все вместе— и актеры, и ре­ жиссеры, и театральные критики, и журна­ листы. Время пришло оглянуться, подвести первые итоги работы обновленной труппы. бопытный спек такль . А с Никто не говорит, ч т о мы внльно, есть. Е сть « в ал » д е я т е л ей народный^ артист каким на слажд ением игра* все д ел а ем хорошо, что та- сп е к та к лей , есть сборы . А Р С Ф С Р к . л . ь а з д е р о в . ют а к т е ры пьесу, где надо к а я гонка, а иногда некри- творчество-то к у д а подева- — Ещ е р а з подчеркну: активно тичность при выборе пьес ло сь? в р ем я т е а т р пережи ва е т петь, танцевать, прнни- нам на пользу. Но ведь. Виктору Агафонову можно сложно е . Но ф акты ! И з 86 — Очень напряж енно живем этот сезон. — начи­ нает разговор главный ре­ ж и с сер т е а т р а за служ енный артис т Р С Ф С Р В . М. Са­ р анч ук . — Т еп ер ь уж е мож ­ но с к а за т ь , что э к з ам ен вы ­ д ерж али , хотя неустойчи­ вость, некоторая н еу в е ­ ренность остается. Б е спо ­ коились, к а к пойдет работа р ежи ссуры с труппой, как п ри тру т ся друг к д ру гу а к ­ теры . *Вопросы не п у с т яч ­ ные. Проверили себя на первом ж е спек такле «Дик­ т а ту р а совести»... — Извините. перебью, — за с л уж енн а я ар тистка Р С Ф С Р М. П. С коромнико ­ в а недолго о стается просто слуш а т ел ем . — Хочу сра зу уточнить: «Дик та тур а* — это первый з а многие . годы глубокий публицистический сп ек так ль в театре. Р и с к н у ­ ли. И ведь идет с успехом! П р авд а , сп е к т а к л ь сложный , противоречивый. Т а к спорь­ те, не соглаш айтесь, для этого и работаем . В . М. Саранчук: Мы во­ обще с т ар а ем с я включать в репертуар* пьесы , соответст­ вующие духу времени. Но это сложно. Сейчас все т е ­ а тры страны н аход я тся в положении невесомости. В жи зни появилось много т е ­ а т р а . в т е атре — мало ж и з ­ ни. Т е а тр к ак бы притаил ­ ся. не зн а е т , о чем гово­ рить. Б о л е вы е точки нахо ­ дим в остроте прошлого. Это закономерно , а вот острой, современной пьесы нет... Здесь позволим себе отвлечь­ ся. Что ж е это таное — не­ уловимые процессы современ­ ности, которые та к тщетно пытаются найти режиссеры в драматургии сегодняшнего дня? Наверное, четко сформу­ лировать не сможет пока ни­ кто. Хотя уже поняли, что драматургия, литература не в силах потягаться с газетной полосой. Да и нужно ли это? В ж и зни бывает все. Было и будет. В этом смысле театр вообще не может отстать от времени, потому что в любой пьесе при желании найдется что-то «остросовременное*. Но реальная современность — это, очевидно, — новый угол эоения на вечные проб­ лемы. *Гак стоит ли гоняться за сиюминутной новизной? Почему все театры к а к один схватились за постановку пьес Л. Разумовской и М. Шатрова? Потому что не из чего выбирать, или оттого, что не умеем видеть? Но вернемся к разговору. Отча­ сти сами участники «кругло­ го стола* ответили на этот вопрос. В . М. С аранчук: Мы хо­ тели включить в реп ер ту ар «Детей А р б а т а » . но поняли, что спек такль получится на потребу зрителю . И д аж е п лох а я постановка соберет з а л — слиш ком при т я г а т е ­ л ен ли т ер а ту рны й матери ал. А нам важно , чтобы и р е ­ жи ссер . н а к т е ры р а с к ры в а ­ ли себя, чтобы д ум а ли сами и за с т а в л я л и д ум а т ь зр и т е ­ лей. Пусть не всегда полу ­ ч ае тся . Конечно, включаем в р еп ер т у ар спек такли , уж е идущие на многих сценах страны . Мурманч ане тоже хотят с ними по зн акомить­ ся. Но главное — эт о поиск с ебя. Путь к нравственной чистоте ч елов ек а. Вот то основное, над чем надо р а ­ ботать. Сейчас к а к сторон ­ ний наблю д а тел ь смотрю з а ж и знью сп е к т а к ля «Се­ стры» и становлюсь уч а с т ­ ником любопытного я в л е ­ ния. Р ан ьш е мы говорили: «Ч то м ож е т и змениться в сп ек так л е з а день, вечер?». А я вот виж у , что «С ест­ ры» очень выросли з а по­ следнее вр ем я ... Обрати ­ лись мы и к «М едее» — ф и л о соф с к а я т р у дн а я рабо ­ та. Она родилась из а к т е р ­ ского ж е л ан и я с ам о вы р аж е ­ ния и имеет полное право ж и т ь на наш ей сцене. И со­ всем н еожиданный эфф ек т от «Сватовства майора». Р еж и с с е р Ю рий Васильевич Ч ерныш ев сд ел ал очень лю- манэт торошо ........... кроме «О Б ЭЖ » . есть и дру- c b S S P т е а т р о в с траны , находящих- И вот мнение совсем гие спектакли . «Ц ар с тви е ш и о . на труя *™* ?§; ся в з к с п е р н м е т то яь яо иного плана. земное» , например. Говорю й ™ " т р ш т д ц а т ь адществ>тат н J I. К . ЛеДяйкнна, актри- с такой горячностью, пото- нто не стал. Есть а его словах работают, среди этих раоо- са: Наше руководство, по- му что горжусь, что играю " P jjp - не п«^ащенная. и тающих и наш ^ л а с т н о й моему, наделало с перепу- в этом спектакле. И сейчас pwflHCcep> м ад«*Ииистрация Драматический. Я не гово гу немало ошибок Прежде уже можно назвать ряд драматического, а раз пони- рю, что мы должны всего репертуарных. Прима- спектаклей, пусть не все. -ают, значит, уже есть реаль- диться этим, но мы выстоя- нить зрителя броскими на- на которые мне не стыдно бок ну как один из них _ ли, вот что главное. Какое званиями нашумевших в привести друзей. более тесный контакт со упорство надо иметь, что- столице спектаклей допу- И тут в разговор не вхо- I S S S S S S S h бы не РастеРяться* собрать стнмо. Но три пьесы Разу- дит. врывается долго мол- опрос зала во время премьер труппу, выпустить столько мовской в одном театре, за чавший В. Агафонов, он ры. премьер, доли же говорить одни сезон! Виданное ли один нз тех тринадцати В. М. Саранчук: Мы уже о предстоящем оО-летин те- это дело? Считаю, что «Се- актеров, кто первый сезон планируем открытые зри- атра. то, естественно, оолее стры» Разумовской по играет в Мурманске: . тёльские конференции. Не тщательно отбираем пьесы р еж и ссур е — сл абый спек- — О чем мы говорим?! после сп е к т а к л я , а отводить Для постановки.___ т а к л ь . И зд е сь ки в а ть н а Сп е к та к л ь д л я женщин ! д л я ди ало га « т е а т р — зри - М. С аранчук : Разде- неподготовленность зрите- В зя л и пошлость, р ади чего? т ель» конкретный д ен ь, л яю мнение К орнелия л я по меньш ей мере не- У а к т е р а должно быть хо- (пусть это будет суббота А л екс андрович а . Ж а л ь , что дальновидно. З р и т е л ь всег- рош ее тщ е славие . Мы при- или в о скр е с ен ье ), д ав а т ь До юбилея т е а т р а о с т ае т ся д а «голосует ногами», з в аны заним а т ь с я проблема- широкую р е к л ам у , афиши , м ало времени , не т разгона. С колько сп ек таклей , если ми ж и зни . Названи е-то ка- Прігвлекать журн али с то в , а Но в а п р е л е у ж е б у д е т из- честно, собирают полный кое — Союз т е а т р а л ь ны х то наш а об ла с тн а я г а з е т а вестей р е п е р т у а р к 50-лйТ; з а л ? Ч е тыр е -п я т ь ? А ведь д ея т ел ей . Д е я т е л ей Чего? з а бы л а н ас н адол го . Н уж н а ней годовщине, одних т оль ко пр ем ьер у нас Что я конкретно с д е л а л и оценка рабо ты т е а т р а , б е з с * Ашгудннова — от- двенадцать! Р еп е р т у а р н а я изм енил в этой жи зни ? нее д ел а ем обороты вхоло- ветственный с е к р е т а р ь прав- всеядность пол ь зы не прино- П р екр а сно , что т е а т р за- стую . З р и т е л и ч асто зв он я т л е н и я Сою за т е а т р ал ьны х сил а ещ е ни одному теат- н я л с я вечными вопросами , а к т е р ам , пишут письма, не- д ея т ел ей : ^іто ж е станет ру . Нужно свое лицо на но эт о д ал е к о от того, что ко торы е — н а с то ящ и е ре- «гвозд ем» сезона? афише. И свои имена ре- мы видим. Я , к а к г р а я л а - цен зни . Зн ач и т , е с ть по- В. М. Саранчук: По по- жиссеров. При гл аш ение ннн, беру на себя все — и требность вы с к а з а т ь с я . у воду гво зд я — неи звестно с лучайных постановщиков этих подростнов-подовков, н ас потребность вы слуш а т ь , ещ е . куда его заб ь ем ... Воз- т ож е не д ало особого ре- гл ум ящ и х с я над сл абыми , и . Проблем у нашего т е а т р а можно, э то будет Ш атров , зу л ь т а т а . одиноких с т ари ко в — это сейчас, конечно, немало . И С. А. Анкудинова: Б у д е т Что ж е к а с а е т ся спектак- я виноват. Вот т а к и надо п р еж д е всего р еп ер т у арны х , ли восстановлен а «К ол а» ? л я «О БЭЖ » . то з а него мне выходить на сцену. А т о Многое н еуд о в л е тв о р я е т . В. М. Саранчук: Б уд е т, лично просто стыдно. Пе- к ак рыбы -прилипалы «при- Иногда р еж и с с е р с к а я рабо- С п е к т а к л ь хорошо знают, ч ал ьн а я случайность. В липа ем» к пьесе, и он а н ас т а , иногда — а к т ер с ки е . В это к а к ви зи тн ая к а р т о ч к а т рупп е много актрис, надо везет. Конфлик тны е снтуа- т е а т р е нет молодого г ероя т е атр а . Но нужно в рем я , было (что скры в а т ь? ) за- цйи во зникаю т в жи зни на и героини. Т ож е вопрос не менее д в адц а ти репеТн- ня т ь их. д а т ь ^ возможность к аж дом ш агу , вот о них и с ере зный . т а к к а к мы ещ е ций. Проблем много н твор- и грать и зар або т а т ь . Но вот надо говорить. и выполн я ем ф ункции ч еских , и с цехами . Гото- получнлн ли они от этого Бы л о бы зам еч а т ел ьно , ТЮ З а . Дж у л ь е т т у ведь не вим к постановке «Декаме- удовольствне? К аждый мё- если бы р еп е р т у а р т е а т р а с тан ет и гр а т ь а к три с а , ко- рон» и «Соб ачье сердц е» с яц — пр ем ьер а . И гра ть о б суж д ал с я в более широ- торой д а л е к о з а д в адц а т ь , по Б у л г а к о в у . Т рупп а рабо­ качественно просто невоз- ком кру гу . Ведь в больший- Поедем искать, при гл аш а ть т а е т с завидной работоспо- можно, ни а кт ер ски , ни тех- с тве случ а ев р еж и с с ер акт ер о в в д ру ги х т е а т р а х , собностью. Д ум аю , спра- ннчески не спр авл я ем ся . В п р едл а га е т пьесы , а Уы среди выпускников т е ат - вимся. р е зу л ь т а т е « в ал » есть, а з а идем з а ним. р а л ь ны х вузов. П рнблнж а - м нгкпвнм* г- «валом» что? и ген ер ал ьны е репетиции е т с я н аш 50 -ле тний юбилей. ЭТо. А ктеров часто называют — Хочу во зр а зи т ь Лн- д о лж ны про к а ты в а т ь с я н а Это т ож е нал а г а е т н а н а с врачевателями душ. Себе ди- дин, — вступает в разговор зри т ел е , и не р а з, не д в а , определ енны е обязално- f „ ог пп«ыГ» «о с тт * п• п^ а к три с а Л . А . К арло в а . — а м ож ет быть, четыре. Мы сти... си, дело пойдет к улучшению* г е а т р , к а к в сякий живой н а зы в а ем с я производствен- А вот что с к а з а л предсе- И для этого прежде всего т ворческий организм , не но-тзорческим коллѳкти - д а т е л ь областного п р а зл е - т РеСУ«тся творчество. за с тр ахо в ан от ошибок, вом. Производство, Яра- ния Сою за т е а т р ал ьны х И . КО РН Е В А .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz