История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

АКТРИСА. НАЧАЛО ПУТИ Театральный бульвар В Мурманский област­ ной драматический театр Лилия Азаркина пришла после окончания - Сверд­ ловского : - театрального училища. И так уж слу­ чилось. что работа ее на­ чалась не на сцене: при­ нятая в труппу молодая актриса ушла с концерт­ ной бригадоіі. в море, на­ перекор известной пого­ ворке. попав с бала, на ко­ рабль. Там она читала и играла для рыбаков все. что накопила за годы уче­ бы. а когда репертуар был исчерпан, пела, если среди зрителей находи­ лись гитаристы. И все же думалось о сцене. Потому такой долгожданной была первая роль, да какая! Сонечка из чеховского «Дяди Вани» в постанов­ ке главного режиссера Георгия Михайлова на малой сцене театра. Соня близка Азаркиной по возрасту, но как спра­ виться с этой -труднейшей в русском репертуаре ролью, когда опыта нет никакого. Работа шла трудно "и мучительно, ре­ жиссер не искал традици­ онных путей — все в этом спектакле обострено и взвинчено до предела. Актриса не всегда могла удержать себя в рамках роли — иногда эмоции захлестывали. * душили слезы и мешали говорить. Но зато искренность и ве­ ра в будущую жизнь, ко­ торая жила в Сонечке- Азаркиной. — едва ли не лучшее в этом богатом на открытия спектакле. В тот год основная сцена театра была на ремонте, и спектакль «Дядя Ваня» шел на малой сцене почти каждыіі вечер. А днем — репетиции пьесы А. Гель­ мана «Зииуля». в котором режиссер Владислав Пази «Зииуля» — пьеса о связи современного произ­ водства с человеческой нравственностью. Принципиальная комсо­ молка Зина Коптяева са­ дится на пенек. чтобы встать с него только тог­ да. когда на стройке, а значит, и во всем мире, восторжествует справедли­ вость. И несмотря на ис­ кушения. посулы и даже угрозы, Зииуля идет до конца в своей борьбе за попранную справедливость и побеждает. У Азаркиной Зинуля не обладает изна­ чальной силой духа. Ка­ жется. она вот-вот сорвет­ ся и сдастся: мучитель­ ный выбор происходит у нас на глазах. В такие моменты сопереживание зрительного зала было особенно заметным. Осенние гастроли про­ шлого года в Ленинграде театр открыл ярким, вы­ разительным спектаклем «Арена» по пьесе Й. Фридбергаса. где у Азар­ киной единственная в спектакле женская роль — Мария из свиты Мата­ дора. Здесь актриса по­ пала в совершенно иную театральную стихию — откровенно зрелищную, основанную на пластике, танце, на ритуальном дей­ ствии. Спектакль-пред­ ставление потребовал от актрисы совсем другого, нежели в предыдущих ра­ ботах. способа сцениче­ ского существования. И она вошла в него орга­ нично. обнаружив пласти­ ку и умение владеть сво-‘ им телом:. Открытость иг­ ры. точное выполнение поставленных режиссером задач, ансамблевость — все это показатели про­ фессионализма в работе молодой актрисы. Последняя по времени работа — в пьесе В; Яки­ менко и И. Туманян «Подъезд». Молодежи те­ атра грех жаловаться на малую занятость в ре­ пертуаре. а этот спек­ такль целиком сделан мо­ лодыми и для молодых. Поставил’ его дипломник Ленинградского театраль­ ного института Рустем Ха- бибулии. Спектакль под­ нимает крайне важные проблемы становления личности в подростковой среде. У Азаркиной одна из. главных ролей — де­ вятиклассницы Лены Звездиной. Играть под­ ростков. а значит, и пони­ мать их, взрослым акте­ рам (хотя и молодым) очень трудно: слишком бы­ стро в ребятах меняется все — от костюмов, танцев, причесок, сти­ ля речи до взаимоот­ ношений между собой, с жизнью, с другими поколениями. А тем не менее, облик подростка должен быть максималь­ но точно передан в теат­ ре. И здесь, іѵіне кажется. Азаркина находит верный тон роли: ее несколько резкая и угловатая герои­ ня очень узнаваема, как будто только что выбежа­ ла из школьного коридо­ ра. стремительно пробе­ жала по улице и скрылась в подъезде. Театр — и сеятель, и нива для больших, глубо­ ких талантов. При береж­ ном. внимательном отно­ шении к своим саженцам он растит прекрасных ар­ тистов. Верится, что и у таланта Лилии Азаркиной судьба сложится удачно и из нее вырастет большая и своеобразная актриса. Первая ступенька прой­ дена — в добрый час! В. ПЕТРУКОВИЧ, председатель секции театральной критики. занял молодую актрису в главноіі роли. Зам. редактора А. КОПТЯЕВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz