История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

СЕГОДНЯ- МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА ПОМОЩНИКИ ТО ВА РИЩ И актеры! ■ » Прошу всех к началу спектакля! Монтировщики!.. Начинаем спектакль!..» Эти фразы каждый вечер, кроме понедельника, звучат за сце­ ной Мурманского областного драматического^театра за не­ сколько мгновений до того, как в зрительном зале погас­ нет свет. В них объединены и те, кого гости театра уви­ дят через минуту на подмо­ стках, кого после спектакля наградят аплодисментами, и те, кого не увидят никогда. В театре работают люди разных профессий: костюме­ ры, реквизиторы, пастиже- ры, звукооператоры и мно­ гие другие. Они — верные помощники актеров и режис­ серов. Задолго до начала пред­ ставления начинают свою р а ­ боту монтировщики декора­ ций. Со стороны их труд мо­ жет показаться весьма не­ сложным: что там — соеди­ нить, как положено, раскра­ шенные куски дерева и ме­ талла. Но хитрость в том, что завтра будут уже другие декорации, послезавтра . — третьи, и все их нужно уметь собрать предельно четко и безошибочно. А времени на это отпущено, если, напри­ мер, готовится оформление к следующему действию, — считанные минуты. Очень многое 'з а в и с и т о т ма? с т е р с т в а м он тиро вщ и ко в во время га с тр о л е й . Сц ены в с тр з - ч аю т с я р а з н ы е , и не в се гда можно п о м е с ти т ь на п лощ ад ­ к а х все д е кор ац и и т а к , н а к п ер во н ач ал ьно з а д ум а н о . К а к у с т а н о в и т ь и х , ч тоб не и зм е ­ н и т ь оф орм лени е с п е к т а к л я ? Н уж но тщ а т е л ь н о о б д ум а т ь , р еш и т ь , к а к ую ч а с т ь д е ко р а ­ ций можно у б р а т ь и к а к сде г л а т ь , чтоб зр и те л ям бы ло всё п о н я тн о , а а к те р ам и г р а т ь удобно и п р и вы ч н о ... Иногда п р и хо д и т с я м о н ти ­ р о вщ и кам с о з д а в а т ь и « тв о р ­ ч е ски е об р а зы » . Многие м у р ­ м ан ч ан е уж е по см о тр ели спеК^ т а к л ь « К о л а » по ром ан у Бори ­ с а П о л яко в а . В э то й п о с тан о в ­ ке о тли чно сы гр а л и свои кр о ­ ш еч ны е роли м о н ти ро вщ и ки М. В . Б ел я ев и Г . Е . Юдов. Они в ы х о д я т в м а с с о вы х с ц е н а х в одежде к р е с т ь я н . В ф и н а л ьн ом эпи зоде после п уш е ч н о го гр о ­ ма н а с т у п а е т м е р тв а я т и ш и н а . Н аш и м о н ти ро вщ и ки предло ­ ж и л и в э т о т м ом ен т ч у т ь р а с ­ к а ч и в а т ь д ер е в янны е д е к о р а ­ ц и и ... И во т в м ертвой тиш и н е п о с лы ш а л с я л ед ен ящ ий д у ш у с н р и п ... Э та к р а с к а удачно л е г ­ ла в общ ую а тм о сф е р у сц ены , и з а д ум к а бы ла одобрена по ­ с т а н о вщ и к ам и . Есть и другие спектакли, где монтировщикам прихо­ дится создавать «художест­ венные образы». В «Дяде Ване», когда главный герой стреляет, в окне разбива­ ется стекло. Эффект выстре­ ла должен создать монтиров­ щик. Другой пример — спек­ такль «Такие редкие цве­ ты». Он рассказывает о труд­ ной судьбе женщины и муж­ чины. Герои ведут невесе­ лые диалоги. З а плечами у них разочарования, в душе — грусть. ‘А на улице шу­ мит проливной дождь. В фонограмме звучит ливень, а монтировщик в это время льет воду, и «дождевые кап­ ли» бегут по стеклу... Пом­ ню, однажды после спектак­ л я кто-то из зрителей ска­ зал: «Черт, а я забыл взять зонт с собой!» Хотя на ули­ це сияло полуночное майское заполярное солнце. Э то с л у ч и л о с ь во время г а ­ с тр о л ьно й поездки т е а т р а по о б л а с ти . Н а к а н у н е к нам п р и ­ ш ел новый м о н ти р о вщ и к . В один и з вечеров он бы л з а н я т н а с п е к т а к л е « Т а к и е р едки е ц в е ты » — со зд ав ал « твор ч е ­ с к и й образ» д ож д я . Герои го ­ рячо говорили о лю б ви , к а к в д р у г с п у с ты м бачком в р у ­ к а х выш е л из-за к у л и с нови­ чо к : — У вас т у т лю бовь , лю ­ б о в ь ... А у меня в б ачке вода к о н ч и л а с ь ! — з а я в и л он ош а ­ р аш е н ны м а к т е р а м . Потом выяснилось, он ду­ мал. что идет репетиция, а зрителей в зале не видел, ослепленный светом прожек­ торов. Но в ту минуту было, разумеется, не до выясне­ ний. Надо было спасать спек­ такль. — Извини, я забыла тебе сказать, он сантехник из до­ моуправления, — торопясь, обратилась к партнеру акт­ риса... Да, всякое бывает. Случа­ ется порой внести и такой «творческий вклад» в спек­ такль. Но, конечно, подоб­ ные истории — исключение. А правило для монтировщи­ ков театра — четкое и точ­ ное исполнение своих обязан­ ностей. Эти качества харак­ терны для таких рабочих, как М. В. Щелудяков, 10. А. Бурлаков, С. Е. Радецкий, В. В. Сморчков, М. С. Ша- минин и другие. Вместе со всем коллективом областно­ го драматического сегодня они отмечают наш профес­ сиональный праздник — Международныіі день теат­ ра. Ф. ИСКЕНДЕРОВ, машинист сцены облдрам­ театра.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz