История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

М И Н У В Ш И Й , сором че- 1 1 т в е р ты н с е зон , бы л д л я М у рм а н с к о г о о б л а с тн о ­ го д р ам а т и ч е с к о г о т е а т р а в ц е л о м и н т е р е с ны м и содер - ж а т е л ь ны а і. Т е а т р п р и н я л у ч а с т и е в под го тови в к б о л ь ­ ш ом у с обы тию в ж и з н и с т р а н ы — ѲО-летню о б р а з о ­ в а н и я С С С Р . С л а в н о м у ю би ­ л ею к о л л е к т и в п о с в я т и л с п е к т а к л ь « З а к о н в ечн о с ти » (по р о м а н у г р у з и н с к о г о пи ­ с а т е л я Н о д а р а Д у м б а д з е ) . 6 0 -л е тию о б р а з о в а н и я С С С Р бы л а п о с в ящ е н а д е к а д а и с ­ к у с с т в а , в п р о г р ам м у к о т о ­ рой в ош л и л у чш и е р або ты т е а т р а . В ч а с т н о с т и , сп е к ­ т а к л ь по п ь е с е б аш к и р с к о г о п и с а т е л я А з а т а А б д у л л и н а « •Тринадцатый п р е д с е д а ­ т е л ь » — о пои с к е а к т и в н о й г р аж д а н с к о й по зиции , л и ч ­ ной о т в е т с т в ен н о с т и з а все, ч то п р ои сх о ди т в м и р е . У в и д е л и з р и т е л и и д р у ги е с о в р ем е н ны е с о в е т с к и е п ь е ­ сы . С р е д и них — «С т а ры й д ом » А. К а з а н ц е в а . С м а л ой с ц ены н а б о л ьш ую п е р е к о ч е ­ в а л а « Р о д и т е л ь с к а я суббо ­ т а » А . Я к о в л е в а . В этом с п е к т а к л е см ен и л и с ь и сп о л ­ ни тели . Т а к что з р и т е л ь у в и д е л поч ти совс ем новую рабо ту . Оба с п е к т а к л я им е ли у с ­ пех. Об этом г о в о р я т д о б ­ ры е о т зы вы к а к с п е ц и а л и с ­ т ов . т а к и з р и т е л е й . Вот к а к пишет, например, о своих впечатлениях библиоте­ ка р ь ш колы Kt 47 Т. В. К у ч и ­ на: «Старый Д0м>» и «Роди­ тельская суббота* произвели на меня особое впечатление. В спе кта кле «Старым дом» все — и пре красны е декорации, и ко стюмы , и и гра а ктеров — было настолько достоверным , что я словно побывала во времени своей ю ности — В шестидесятых годах. А в «Родительской суббо*е» переживала за мальчиш е к — т а к и х же , н а к мой старш ин сын». А вот о т зы в гос тей М у р ­ м ан ск а : «Еще в Москве от наш и х коллег — геологов из М урман­ с ка — мы, научные работни­ к и и преподаватели Москов ­ с ко го неф тяного ин сти тута им. Губкина , • слышали много лестного о вашем областном драматическом театре... Спек­ т а кл и «Наедине со всеми» и «Ретрб» произвели к а нас та­ кое большое впечатление, что мы не смогли удержаться от желания поблагодарить а кт е ­ ров, за н я ты х в э т и х спектаИ- лях. Разные, но очень ин те ­ ресные работы м урм ан с ко го театра говоря т о больших тв о р ч е с ки х возм ожностях к о л ­ лектива». К э т ом у м ож н о д оба ви т ь , ч то с п е к т а к л ь «Н а е д и н е со в с ем и » , п о с т а в л ен ны й н а Замётки 6 театральиб/уі сезоне Ф О Р М И Р О В А Т Ь Д У Х О В Н Ы Е П О Т Р Е Б Н О С Т И м ал ой сц ен е , п р ош ё л 1 0 8 раз. К л а с с и к а бы л а п р е д с т а в ­ л е н а в м и н у вш ем с е зон е пье сой М . Го р ьк о го « Ф а л ь ­ ш и в а я м о н е т а » . Об этом с п е к т а к л е м ож н о у с л ы ш а т ь д и а м е т р а л ь н о п р о т и в о п о л ож ­ ны е м н е н и я . П ь е с а с л ож н а я , н е о бы ч н а я . Г о р ький много р а з е е п е р е д е лы в а л . С р е д и е е сц ен и ч е с к и х в оп л ощ ен и й — н емно го у д а ч . Н а м у р м а н ­ ской сцеНе э т а г о р ь к о в с к а я п ь е с а , п о с т а в л е н н а я р еж и с ­ с ер ом В . Б . П а зи , т ож е « з а ­ ж и л а » не с р а з у . К э т ом у с п е к т а к лю о тн ош ен и е было р а з ны м не т о л ь к о со с т о р о ­ ны з р и т е л е й , но н со с т о р о ­ ны с ам и х и сп о лн и т е л е й . И все ж е э то одн а и з наи бо ­ л е е и н т е р е с ны х и з н а ч и т е л ь ­ ны х р а б о т с е зон а . П омим о и н т е р е с ны х р е ­ ж и с с е р с к и х н а х о д о к з д е с ь н ем а л о а к т е р с к и х у д ач . К ним с л е д у е т о т н е с ти о б р а зы Н а т аш и ( а р т и с т к а М. Б уш и ­ н а ) , П о л ины ( з а с л у ж е н н а я а р т и с т к а Р С Ф С Р К. Б е л о ­ в а ), С т о го в а (з а с л уж е н н ы й а р т и с т Р С Ф С Р JI. Ниц ен ко ), Е ф и м о в а (а р т и с т А . Р а х м а ­ нов). Зрители увидели на сцене и произведения п ро грессивны х за р уб еж ны х авторов. Неизмен­ ным успехом пользуется с п е к­ та кл ь «В ку с меда», поставлен­ ный главным режиссером те­ атра Г. Г. Михайловым по пьесе ан глий с кой писательни­ цы Шейлы Дилени. В с п е к т а к ­ ле, поднимающем темы взаи­ моотношений людей, Ответст­ венности за себя и д р у ги х , ин­ тересно показали себя акторы Л. Поволоцкая, С. Вагинов и особенно — Л. Карлова. И т а к , мин у вш ий с е зон бы л о тм еч е н ц е лы м р ядом т в о р ч е с к и х у д а ч . И все ж е с к а з а т ь , что т е а т р во всех о тн ош ен и я х о к а з а л с я н а в ы ­ со т е т е х з а д а ч , к о т о ры е п е ­ р е д ним с т о я т , н е л ь з я . Г о т о в я с ь к новому , с орок п я т ом у , с е з о н у , р еж и с с е ры , а к т е р ы д у м аю т о т о й , к а к п о вы си т ь э ф ф е к т в о спи т а ­ т е л ь н о г о в о з д е й с т в и я сво е го и с к у с с т в а н а з р и т е л я . К э т ом у их о б я зы в а е т и ию н ь ­ с ки й П л е н ум Ц К КП С С , к о ­ т о ры й н ап ом н и л об о т в е т с т ­ в енн о с ти х у д ож н и к а п е р е д н а р о д ом , п р и з в а л п о с т а в и т ь з а с л о н и д ейн о ч у ж ды м и п р оф е с с и о н а л ь н о с л а бы м п р о и з в е д ен и ям . В с в о ей р ечи на П л е н ум е Г е н е р а л ь ны й с е к р е т а р ь Ц К КП СС т о в а р и щ Ю . В . 'А н д ­ ропов с к а з а л : «В с е мы видим , н а к по м е р е р о с т а к у л ь т у р н о г о у р о в н я н а р о д а у с и л и в а е т с я в о зд е й с т в и е и с ­ к у с с т в а на у м ы лю д ей . Т ем с амы м р а с т у т и в о зм ож н о ­ с ти его а к т и в н о го в м еш а ­ т е л ь с т в а в о бщ е с т в енн ую ж и з н ь . А з н а ч и т , в о громной м е р е у в е л и ч и в а е т с я о т в е т ­ с т в ен н о с т ь д е я т е л е й и с к у с ­ с т в а з а то , ч то бы н а х о д я ­ щ е е с я в их р у к а х м ощ н о е о р у ж и е с л у ж и л о д е л у н а р о ­ д а, д е л у к ом м у н и зм а » . К а к и м ж е о б р а з ом м ож е т т е а т р вы п о л н и т ь э ти вы с о ­ ки е т р е б о в а н и я ? П р еж д е в с е го , кон ечн о , б о л е е о т в е т ­ с т в е н ны м и в зы с к а т е л ь н ы м о т н ош ен и ем к ф о рм и р о в а н ию р е п е р т у а р а . А й э т ом п л ан е н е д о р а б о т к и е с т ь . Т а к , с л у ­ ч ай ны м , ош и б о ч ны м о к а з а ­ л о с ь п о я в л е н и е н а сц е н е п ь е сы JI. З о р и н а « К а р н а ­ в а л » . Э то т с п е к т а к л ь не с д е л а л ч е с т и т е а т р у н ниче­ го н е д а л з р и т е лю . По -прежнем у мало в репер­ туаре театра спе кта клей для нетей. В минувшем севоие иЬ было адресовано лиш ь два: «Василиса Прекрасная» и «Ш и ­ шок», причем то л ь ко послед­ ни й можно счи та ть удачной работой. Детям среднего воз­ раста тоатр вообще ничего ив предложил. Об этом говори ­ лось и на пятой сессии обла­ стно го Совета, на ноторой об- t уждался іб п р б с об усилении воспитательной работы среди молодежи, детей и подростков Области. Н е м а л о в аж н о е з н а ч е н и е и м е е т и т а л а н т л и в о е в оп л о ­ щ ен и е д р ам а т у р г и ч е с к и х п р о и зв е д ен и й н а сц ен е . В м и н у вш ем с е зон е бы л о м н о ­ го уд ач гіых а к т е р с к и х р а ­ бот. Л у чш и м и п р и з н а ны Г л е ­ бов в и сп о лн ении з а с л у ж е н ­ ного а р т и с т а Р С Ф С Р О . Л е - л я н о в а ( « С т а р ы й д о м » ) и Н а т аш а в и сп о лн ении а р т и ­ с т ки М . Б уш и н о й ( «Ф а л ьш и ­ в а я м о н е т а » ) . П о п о л н я е т с я о т р я д а к т е р о в , о тм еч е н ны х вы с о к и м з в а н и ем з а с л у ж е н ­ но го а р т и с т а 'р е сп у б л и к и . И в с е ж е с л а бы е р або ты , н ед о с т а т о ч н о гл у бо к о р а з р а ­ б о т а н ны е о б р а зы ещ е н е р е д ­ ко в с т р е ч аю т с я в с п е к т а к ­ л я х . В э т ом п л а н е в ы с к а зы ­ в а л и с ь з а м е ч а н и я н а с т р а н и ­ ц а х г а з ^ т . О ' ни х го в о ри ли м о с к о в с к и е т е а т р о в е ды , п р о ­ в о д и вш и е в м а е н а б а з е н а ­ ш е г о т е а т р а с е м и н а р т е а т ­ р а л ь ны х к р и ти к о в . Х о т я в ц е л ом они п р иш л и к еди н о ­ д уш н ом у мнению , ч то т е а т р н аш ж и в о й , со в р ем ен ны й , о б л а д а е т вы со кой к у л ь т у ­ рой. Н у и , н а к он е ц , не т т е а т р а б е з ч у т к о го , в н им а т е л ьн о г о , п он им ающ е го з р и т е л я . В Этом о тнош ен ии мин у вш ий с е зон , к с ож а л е н ию , п ри н е с т е а т р у з н а ч и т е л ь н ы е по т ери . То, что ш полупустом зале шли не тол ько слабые с п е к­ та кл и , но и сильные, свиде­ тельствует об о тсутствии пла­ номерной и целвнаправленной работы со зрителем . Сегодня нельзя ориентироваться на к а ­ ко го -то аб стра ктн о го среднего зрителя. Есть разные ка те го ­ рии зрителей. Театр обязан работать со всеми, н о каж ды й раз он должен ч е т ко представ­ лять себе, к а к о й ка те гории прежде всего адресован этот ко н кр е т ны й спе кта кль . Недопустимо, что реклама сіМкѴаквёй ведется главным образом распространителями билетфк, чей ку л ь т у р ны й УРО- гЦи*. Чего г # # # і т « и т *. часто невысок. Вот и получается, что порой на «Зимнюю с к а з ­ ку» Ш е кс пи р а при глаш аю тся ш и ольни ки младших классов («врдь сказнаі»). В с е э т о в о п р о сы , н а д к о ­ т о ры м и к о л л е к т и в у н уж н о с е р ь е з н о п о д ум а т ь . . О б эІФм ш ел о б с т о я т е л ь н ы й р а з г о в о р н а с о с т о я вш ем с я в дюн е . от­ к р ы т о м 1 п а р т и й н ом собр а ­ нии к о л л е к т и в а . С е й ч а с п р ц н н м аю іе # ме­ р ы к т о м у , ч т о бы создать с п е к т а к л ь н а м е с т к ом . ЙМС- ри а л е . Н а д п ь е с ой р а б о т а е т п и с а т е л ь С. П а н к р а т о в . И в б у д ущ ем сезоне, ода, оче­ видно , п о я в и т с я . Т е а т р з н а е т о овонх недо ­ с т а т к а х , п о н им а е т н ео б х о ди ­ м о с т ь б о л е е гл у б о к о г о н а у ­ ч ен и я и н т е р е с о в и з а п р о с о в свое го з р и т е л я . И в э т ом п л а н е у ж е в е д е т с я о п р е д е ­ л е н н а я р а б о т а . А к т е р ы с т а ­ л и ч ащ е б ы в а т ь н а п р о и з­ вод ств е . В м и н у вш ем с е з о ­ не на п р е д п р и я т и я х ,, к о р а б ­ л я х , в с о в х о зах , ш к о л а х и у ч и л ищ а х п р ош л о б о л е е п я ­ т и д е с я т и в с т р еч . В с е р е д и н е ию ня б р и г а д а м о л о ды х а к т е ­ ро в вы х о д и л а в м о р е . П р е д ­ п о л а г а е т с я вы х о д ещ е д в у х бри г ад . С ф е р у о бщ е н и я со з р и т е ­ л я м и , б е з у сл о в н о , р а сш и р и т с о с т о я вш е е с я н е д а в н о о т ­ к ры т и е с е л ь с к о г о ф и л и а л а т е а т р а н а б а з е к л у б а «Э н е р ­ ге ти к » в М у рм аш а х . П о ­ с к о л ь к у о т к р ы л с я он в к о н ­ це с е з о н а , з д е с ь бы л п о к а ­ з а н л иш ь один с п е к т а к л ь — « Г н е з д о г л у х а р я » / Н о в бу ­ д ущ е м с е з о н е т е а т р п р е д п о ­ л а г а е т р е г у л я р н о п о к а зы ­ в а т ь с п е к т а к л и с е л ь с к им т р у ж е н и к а м на сц ен е ф и л и ­ а л а . «Ф о р м и р о в а т ь , в о з вы ш а т ь д у х о в ны е п о т р ебн о с ти ч е л о ­ в е к а , а к т и в н о в д и я т ь р а ид ейн о -п о ли ти ч е с кий и н р а в ­ с т в ен ны й о б л и к л и ч н о с т и — в а ж н е й ш а я м и с с и я с о ц и ал и ­ с ти ч е с к ой к у л ь т у р ы » , — с к а з а л в св о ем д о к л а д е н а ию н ь с к ом П л е н у м е Ц К КП СС т о в а р ищ К . У . Ч е р ­ ненко . Э то п о л ож ен и е д о лж н о с т а т ь р у к о в о д с т в ом к д ей с т ­ вию д л я в с ех н аш и х т в о р ­ ч е с к и х к о л л е к т и в о в , в том чи с л е , кон ечн о , т е а т р о в , к о ­ т о ры м в б у д ущ ем с е зон е п р ед с тои т б о л ьш а я и с е р ь ­ е з н а я р аб о т а . Р . В Е Л Н Г И Н А .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz