История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

ЖАЖДА l_I ИКТО не. верит, что 1 1 ему шестьдесят. Он все такой же живой, дея­ тельный, по-хорошему жад­ ный до всякого дела. И взгляд у него молодой — быстрый и зоркий. Так. ка- жетея, н схватывает худож­ ник по профессиональной привычке черты ближнего своего,- чтобы где-jo в душе мгновенно сделать набро­ сок. По числу лет работа в театре занимает не так уж много места в жизни Нико­ лая Леонтьевича Гаршшича. Лишь последнее десятиле­ тие отдано ей. .Но теперь кажется: все, что было раньше, служило лишь под­ готовкой к этому трудному Делу. Например, работа в газе­ те «Полярная правда», с ко­ торой он был связан десять лет, приучила, как он счи­ тает, к дисциплине. Если нужен плакат или рисунок к такому-то дню, — разбей­ ся, но сделай! — С тех пор и стал ноч­ ным работничком! — шутит Николай Леонтьевич. В педучилище творчески настраивало общение с мо­ лодой задорной ауднюрией. Пятнадцать лет на теле­ студии — первый опыт на­ стоящей сценографии, опыт работы с разными режиссе­ рами. Николай Леонтьевич — отличный рассказчик, умею­ щий создать зримый образ того, о ком рассказывает. Одни за другим возникают живые «портреты» режиссе­ ров. — Ну что ж, Коленька, — задумчиво говорит один, рассматривая эскизы и по­ щипывая себя за нос. — Я думаю, прекрасно. Меня все это устраивает... — Коля, мне от тебя ничего не нужно! — истово говорит другой. — Только вот... Изобрази мне здесь какой-нибудь домишко. Вдали там... ну. допустим, железную дорогу. А в не­ бе... в небе дирижабль! — Н-не знаю, — мнется третья. ■- Пожалуй, остаяо вимся на 'этом варианте. Или... нет. на этом Впро­ чем. тот. пожалуй, точнее... А вообще-то стоит еще по­ искать,- что-нибудь этакое... В театре он тоже встре­ тился с разными по почерку режиссерами. И понял: только взаимопонимание, близость взглядов, психоло­ гическая совместимость мо­ гут способствовать удаче. Если этого нет. нет и на­ стоящего. плодотворного, поиска. Лучше всего, по его признанию, работается с Михайловым. Хотя и труд­ нее. Может быть, в работе ни с одним другим режиссе­ ром не рождается такого ко­ личества вариантов, не от­ брасывается столько, каза­ лось бы. вполне закончен­ ных эскизов! Но зато таким страстным становится их об­ щее желание найти одно- единственное оптимальное решение, которое било бы точно в цель! Главный режиссер област­ ного драматнческогб гСатра Григорий Георгиевич Михай­ лов тоже считает, что ему повезло: Гарпиннч был перпым художником, с кото­ рым он встретился в своей 'режиссерской жизни. — Тогда я ставил в Мурманске свой студенче­ ский спектакль «Затю­ канный апостол», — расска­ зывает он. — Спектакль был отмечен дипломом вто­ рого Всероссийского фести- g a a a e f валя национальной драма­ тургии и театрального ис­ кусства народов СССР. Дипломный спектакль Г. Г. Михайлова ■ «Женитьба», по- лонваийсп на мурманской сцене. также удивил и обрадо­ вал зрителей, в частности, и свежестью. оригинальностью оформления. Многн» до сих пор вспоминают, как остроум­ но в деталях обстановки, одежды был использован мо­ тив черно-белой окраски шлагбаумов, караулок! Главный режиссер постарал­ ся определить, чем близок ему Гарпиннч, что ему в зтом художнике особенно импони­ рует. — У него с мастерством ебчетается жажда открытий для себя. Ему самому инте­ ресно искать. К тому же он очень разносторонний человек: легко работает с разным материалом, в раз­ ных стилях. У него богатый жизненный опыт, большая культура. широкий круго­ зор. Но главное, конечно, — умение «зажигаться» идеей. . Действительно, очень ув­ лечен должен быть человек, чтобы сделать к одному спектаклю сорок вариантов эскизов оформления!/ Так было, когда шли поиски ху­ дожественного образа спек­ такля «Трехгрошовая опе­ ра». Сначала мыслилось -по­ строить оформление, ис­ пользуя контраст роскоши богатого прекрасного парка и моральной нишеты. в ко­ торой живут герои. Уже было сделано множество эскизов парка и выбран оп- тнмзльный вариант... Но в это время у режиссера по­ явилась новая, более инте­ ресная и (юлее точная мысль. — Я боялся: как ему сказать? — рассказывает ------- ■■ - д Д ПОИСКА Т в о р ч е с к и й портрет Г. Г. Михайлов. — Ведь та­ кая колоссальная работа проделана! А он сразу же ухватился за мою мысль, начал снова искать, предла­ гать. Такой творческой щедростью не обладают, по­ жалуй, и многие известные сценографы. Так же не просто рожда­ лось оформление спектак­ лей «Три сестры», «Прода­ вец дождя», «Мгновение ис­ тины», «Пеппн Длннныйчу- лок». С чего же начинается ра­ бота художника? — Сначала мы с режис­ сером читаем пьесу — каж­ дый по отдельности, — объ­ ясняет художник. — А сой­ дясь, обсуждаем —-. о чем будет спектакль. В многоплановом драма­ тургическом произведении каждый режиссер ищет свою точку отсчета, свою тему. Вот почему одна и та же пьеса в постановке раз­ ных режиссеров по-разному воздействует на зрителя, каждый спектакль рождает у него свой определенный строй ассоциаций. Для художника это «о чем»' также имеет опреде­ ляющее значение. Оно дает направление поиску. Бывает, толчком для мысли режиссера становится предложение художника. Так было, например, с весе­ лой комедией «Попытка — не пытка». Гарпиннч пред­ ложил рисованные декора­ ции. Это и определило об­ щий стиль спектакля. Первыми рождаются обоб­ щенные образы оформления — карандашные наброски на клочках бумаги, именуе­ мые в обиходе «почеркуш- каміі». Посто­ ронний человек ничего в такой «почеркушке» не поймет. А ре­ жиссер «почер- кушкн» прочтет, будет над думать. домой позьмет, а потом выскажет свои соображения. Потом появля­ ются уже кон­ кретно. в цвете разработан н ы с решения. Разло­ жит их худож­ ник перед режис­ сером: — Так? Так? Так? Сидят режис­ сер и художник вместе долго — спорят, думают, ищут. Вздохнут облегченно: на­ шли! И будут ра­ доваться удач­ ному решению... пока не придет другое, бо­ лее удачное. Долго, например, искали оформление для «Трех сес­ тер», прежде чем создан был на сцене мир золотой и эфемерный, найдена эта грустная даль с обрубками деревьев... Эта работа была отмече­ на дипломом Всероссийско­ го смотра спектаклей дра­ матических театров РСФСР, посвященного 120-летию со дня рождения А. П. Чехова. К открытию сезона в те­ атре открылась выставка произведений главного ху­ дожника театра Н. Л. Гар- пиннча. Здесь представле­ ны и театральные работы, и пейзажи, которые писа­ лись. как принято говорить, «для души». (Хотя опреде­ ление это неточно). С картин художника смотрит наш Север с его чистыми восходами н зака­ тами, с его светящимися в белую ночь светлыми мха­ ми," тихими водами озер. Такой Север, какоіі можно увидеть только молодыми глазами. не устающими удивляться красоте и много­ образию мира. Р . ВЕЛИ ГИНА . НА СНИМКЕ: z.-.аеный худож ник областного дра­ матического театра Н. Л. Гарпинич.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz