История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Мурманский драматический открывает Т Е А Т Р А Л Ь Н Ы Й С Е З О Н НОВЫЕ ЙМЕНА°НОВЫЕ ПЬЕСЫ Сегодня, после двухмесячны х гастролей в Карелии и Латвии, Мурманский областной драматический театр открывает свой новый сезон. Накануне корреспондент «Полярной правды» Р. Велигина обратилась к главному режиссеру театра заслуженному деятелю искусств РС Ф С Р В. В. Киселеву с просьбой рассказать о том, чем примечательны были нынешние гастроли театра, а также поделиться планами на новый сезон. — Нынешние гастроли Правда, готовиться начали давно. В конце прошлого сезона приняли макеты оформления двух новых спектаклей. Один из них — «Учитель танцев» (пьсса Ло­ пе де Вега). Уже идут завер­ шающие репетиции. Этот спектакль мурманчане уви отличались от всех преды­ дущих, — сказал В. В. Ки­ селев, — прежде всего своей длительностью: мы еще ни­ когда не работали за преде­ лами области два месяца подряд. Впервые мы высту­ пали в двух республикан­ ских столицах — Петроза- дят в начале ноября. Выбор водске и Риге. Если в Ка- пьесы продиктован желанн- стие в праздничном кон­ церте. посвященном 35-лс ткю разгрома немецко-фа­ шистских воііск в Заполярье. Готовим мы также вечер со­ вместно с коллективом объе­ динения «Мурманская су­ доверфь». посвященный ис­ тории предприятия. Хотим провести его по типу телепе­ редачи «От всей души». Намерены укреплять дружбу с подшефными кол­ лективами — совхозом «Ту- лома». траловым флотом, профтехучилищем № 6. Бу­ дем посещать корабли и рельской АССР мы гаст­ ролировали в четвертый раз. то в Ригу прибыли со спек­ таклями впервые. Мы чувствовали ту боль­ шую ответственность, кото­ рую накладывали на нас гастроли. Особенно волно­ вала нас Рига — ведь это город высокой театральной культуры. Здесь бывает много разных театров — и наших, и зарубежных. В Ригу мы привезли 16 спектаклей, три из них — детские. Работать пришлось плотно: иногда давали четы­ ре спектакля в день. Высту­ пали на двух сценических площадках — в Рижском те­ атре русской драмы и в До­ ме офицеров. В общей слож­ ности дали свыше 70 спек­ таклей, около 30 из них — для детей. И в той, и в другой столи­ це нашим гастролям предше­ ствовали гастроли других те­ атров. В Петрозаводске до нас побывали Калининград­ ский и Ижевский театры, в Риге — Московский театр сатиры и Тульский драмати­ ческий. И тем не менее мы посто­ янно ощущали интерес зри­ телей к нашим спектаклям. Какие выводы сделали мы для себя?- Во-первых, что ■не следует гнаться за коли­ чеством названий в афише. Для гастролей нужен более тщательный отбор спектак­ лей. Из-за большого количе­ ства спектаклей у нас воз­ никали перегрузки. Особен­ но большие трудности испы­ тывала наша постановочная часть. Поняли мы также, что нам нужно поднимать уро­ вень нашей рекламы и, в частности, фоторекламы. ' Дорого для нас то. что и в Петрозаводске, и в Риге кри­ тики отмечали, что репер­ туар у нас интересный. Мы познакомили рижан с тре­ мя не известными им преж­ де авторами. В этом городе мы встретились с драматур­ гом Алексеем Арбузовым. Он посмотрел наш спектакль «Занавес» и оценил манеру игрьі наших актеров, под­ черкнув, что увидел на сце­ не «естественное ••прожива­ ние», никто не наигрывает — это очень важно. К сожа­ лению, он не смог . посмот­ реть спектакль по своей пьесе «Старомодная коме­ дия. Итак, трудные, ответст­ венные гастроли позади. Впе­ реди не менее трудные и ответственные месяцы ра­ боты в ‘Мурманске и зада­ чи, которые предстоит ре­ шать в новом сезоне. В'этом году мы открыва­ ем его позже, чем обычно. ем зрителен увидеть зрелищ­ ный спектакль западной клас­ сики. Впервые постановочная группа для спектакля была полностью приглашена из других городов. В ее соста­ ве режиссер В. В. Гаузнер из Ленинграда, балетмейстер Г. Р. Замуэль (солист Ле­ нинградского Малого опер­ ного театра, лауреат Всесо­ юзного конкурса балетмей­ стеров). Оформляет спек­ такль главный художник драматического театра горо­ да Горького А. И. Славин. Второіі рпектакль — «Фе­ номены» (автор пьесы Г. Го­ рин) ставлю я. а оформляет художник Н. Гарпинич. Этот спектакль зрители увидят в конце ноября. Премьерным считаем мы и спектакль «Гнездо глухаря», выпущен­ ный в конце прошлого сезо­ на. Лицо нынешнего сезона всех театров страны опреде­ ляют два больших события — 110-летие со дня рожде­ ния В. И. Ленина и 35-летие Великой Победы. К юбилею вождя мы решили поставить «Оптимистическую траге­ дию» Всеволода Вишневско­ го. К 9 мая будем готовить литературно - ' драматиче­ скую композицию «Баллада о войне». В нынешнем сезоне состо­ ится смотр финской драма­ тургии. Мы намечаем поста­ вить сатирическую комедию «Мошенник поневоле» (по роману М. Ларин «Четвер­ тый позвонок»). В декабре детн^увидят но­ вый спектакль «Сокровище Бразилии» (автор пьесы — португальский писатель М. Машаду). Его ставит ре­ жиссер О. Овечкин. Офор­ мит спектакль художник-де­ бютант А. Белый. Режиссер Г. Михайлов с группой актеров приступил к репетициям - «Трехгрошо­ вой оперы» ' Бертольда Брехта. Спектаюц» ■намече­ но выпустить в конце янва­ ря. В плане театра — «Мак­ бет» Шекспира, а также пьеса Ю. Грушаса «Любовь,. джаз и черт»,! : посвященная проблемам ;становления- мо­ лодого человека, отношений между разными поколения­ ми. Мы продолжим свой курс на открытие '"новых имен. Хотим познакомить мурман­ ских зрителей с молодым ленинградским драматур­ гом Александром Галиным. Театр принял к постановке его пьесу «Наваждение». Хотелось бы сказать не­ сколько слов и о нашей об­ щественной деятельности. Коллектив принимает уча: предприятия, проводить для тружеников города и об­ ласти дни театра. Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико­ воспитательной работы» предъявляет высокие требо­ вания и к нам, творческим работникам. «На первый план, — ска­ зал на Всесоюзном совеща­ нии идеологических работни­ ков член Политбюро ЦК КПСС секретарь ЦК КПСС М. А. Суслов, — сегодня выдвигается задача дальней­ шего совершенствования идейно-политического воспи­ тания и марксистско-ленин­ ского образования художест­ венной интеллигенции». Только решив эту задачу, мы сможем по-настоящему глубоко поднимать на сцене актуальные •проблемы совре­ менности. глубоко раскры­ вать характер нашего совре­ менника. * . * * НА СНИМКАХ: вверху — сцена из спектакля *Берег» (слева -направо: Эмма — ар­ тистка А. Азарченко, брат Эммы — артист С. Кирса­ нов, Никитин — артист В. Стоменок, Гранатуров — заслуженный артист РСФСР Е. Иоффе); внизу — артисты Л. Ниценко и Л. Поволоцкая на репетиции спектакля «Учитель танцев». Фото Ю. Левина и Е. Лу- бенца. Строки из рецензий Во врем я гастролей те­ атра в П етрозаводске и Риге мостная печать уде­ ляла больш ое внимание М у р м а н ск о м у областному драм атическом у театру. Почти на псе спектакли журналисты, театроведы откликнулись обстоятель­ ными материалами в р ес­ публиканских и других га­ зетах. С егодня мы печатаем строки из этих рецензий. ...Без издержек спентакль «Берег* не обошелся. Но ос­ новную мысль, основную идею романа Юрия Бондарева теат­ ру удалось передать с немалой убеждающей силой, а это — главное, и за это петрозавод­ ские зрители искренне благо­ дарны его создателям. М ур­ манчане не побоялись взяться за очень сложный для сцени­ ческого воплощения материал. Они действовали смело. Сме­ лость их не подпела. (гЛенинская правда») Миф о певце Орфее не толь­ ко подсказал американскому драматургу Т. Уи льям су заго­ ловок его знаменитой пьесы, но и определил ее смысловой ри­ сунок — тему трагической борьбы одиночки за свое сча­ стье в условиях современной Америки. Режиссер Г. Михайлов (вме­ сте с оформителем — заслу­ ж енным художником РСФ С Р В. Чудзиным) избрали верный путь — выявить гуманистиче­ ский пафос пьесы, те ценности, которые отстаиваю т главные герои ценой жизни. («Ленинская правда») Обстановку дома Судакопа — этого гнезда глухаря — с при­ стальным вниманием к дета­ лям воспроизвел на сцене за­ служенный художник РСФ С Р В. И. Чудзин. Такое ж е вни­ мание к нюансам, характеризу­ ющим психологическую атмос­ феру «гнезда» и характер каж ­ дого из ж ивущ их здесь людей, проявил постановщик спектак­ ля заслуженный деятель ис­ кусств РС Ф С Р В. В. Киселев. Следим за развитием дейст­ вия и вспоминаем о первой встрече с мурманчанами, про­ исшедшей вскоре после того, как в театр пришел новый главный режиссер В. В. Кисе­ лев. В театре многое измени­ лось с тех пор. Повысился уро­ вень всей его творческой ра­ боты. («Ленинская правда») Театр из Мурманска привле­ кает своей гастрольной афи­ шей н своим репертуаром во­ обще, в него включены слож ­ ные произведения русской и зарубежной классики, совре­ менной советсной драматургии. Чехов, Маяковский, Уильямс, Нэш, Ш укш и н — обращение к любому из этих драматургов требует от труппы определен­ ного художественного уровня, подлинного профессионализма. Театр зорко следит за новинка­ ми театральной афиши страны. ...Среди бесспорных удач те­ атра хочется назвать такие спектакли, как «Орфей спуска­ ется в ад» Т. Уильямса, «Прода­ вец дождя» Р. Нэша, «Старо­ модная комедия» А. Арбузова. ...К своим первым гастролям в Риге Мурманский театр от­ несся очень серьезно и ответ­ ственно, как к важному твор- чесному отчету. Не случайно поэтому творческий диапазон театра представлен очень ш и­ роко. Не все, конечно, в спектак­ лях гостей воспринимается безоговорочно. Но недочеты не могут заслонить главного, с чем нас познакомили гастроли, — интересной труппой театра, которой по плечу и драма, и трагедия, и комедия, и соци­ ально острая современная пье­ са, способные глубоко взвол­ новать зрителя. (<гСоветская Латвия»)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz