История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Завершился сезон в Мурманском областном дра­ матическом театре. Молодежь закончила его са­ мостоятельной работой/ сделанной на обществен­ ных началах, — спектаклем «Театральные фанта­ зии», тепло, принятым мурманским зрителем. По традиции в редакции «Комсомольца Заполярья» состоялось обсуждение итогов сезона, вклада мо­ лодых в творческую деятельность коллектива., В обсуждении приняли участие московский критик К>. СМЕЛКОВ, председатель Мурманского отделе­ ния Всероссийского театрального общества, актрк са облдрамтеатра Е. НЮХТИНА, режиссер; театра Г. МИХАЙЛОВ, актриса, один из, авторов постанов­ ки «(Театральных фантазий», Ю. ТАЛЬКО. Вел беседу корреспондент В. ПУДОВ. : Ю. СМЕЛКОВ: — Мне очень понравилась . са­ мостоятельная работа' мурманских *- молодых актеров. -Чем?.: Если го­ ворить с точки зрения профессиональной, то «Театральных -фантази­ ях» можно найти нема­ ло огрехов (например, не очень точно состав­ лена композиция), но, что мне дорого в этом спектакле, он — живой... Есть такой живой . театр, который • встречается не часто, и на этот раз я увидел его именно в Мурманске. Это очень приятное впечатление. По заряду жизни, бод­ рости я сравнил бы этот спектакль с попу­ лярной сейчас в Моск­ ве постановкой пьесы Л. Петрушевской «Уро­ ки музыки», которая сделана студенческим театром МГУ. Там, на Мой взгляд, достигнута удивительная для искус­ ства степень жизненной правды... * Я бы сказал, что ду­ шевное движение, при­ ведшее молодых мур­ манчан к созданию «Фантазий», весьма ха­ рактерно для сегодняш­ него развития театра, оно закономерно и ес­ тественно. Такими, ка­ кими они показались в этой работе, они готовы практически к любой сложности в современ­ ном театре. В «Фанта­ зиях» виден коллектив, объединенный общей идеей, мыслью и рабо­ тающий только на эту мысль. И это Тож е очень приятно, потому что в коллективах театров таг кое случается не часто. Композицию молодых можно считать их .н а ­ чальным этапом на пути -к профессионализму. В будущем, я думаю, что- . бы ощутить себя насто­ ящими художниками, они должны взять бо­ лее зрелый материал. Для следующей работы я бы порекомендовал мурманской м о ло д ки пьесу «Утиная охэ^а» А. Вампилова, лучшую, на мой взгляд, совре­ менную пьесу... Ю. ТАЛЬКО: — Если вы помните, ровно год чазад, когда мы собира­ лись в редакции, роди­ лась идея «Театральных ■фантазий», именно тог­ да у нас шла речь о том, чтобы поставить спектакль об актерах, о -творчестве. Это была необычная работа. В составлении материала пьесы участ­ вовали все. Способ ве­ дения репетиций имел д о е о л ь н о мало отноше­ ния к профессиональ­ ному театру. Потому что, ЕО-первых, не было строгого распределения ролей: все : пробовали всё, исполнители . меня-о лись постоянно' и без обид... Это было в хо­ рошем смысле слова - коллективное творчест-" во. Каждый в той или иной мере был сотвор- цом. При постановке актеры много подсказы­ вали другч другу, даже- в режИссуре, что быва­ ет редко. Я бы сказа­ ла/. что это ‘ студенчес­ кий способ постановки. На будущий год, я со­ гласна, нам нужно взять пьесу... Вообще мне кажется, что такой работе, какая у нас ббіла над «Фанта­ зиями», со стороны мо­ жно позавидовать. Е. НЮХТИНА: — Я и завидую, что не имела возможности • участво-' вать в этом деле. Те мысли, тот запал; кото­ рые заложены в «Теат­ ральных’ фантазиях», волнуют меня и как • актрису, и какГ челове­ ка. Мне к а ж е т с я , что это явление не чис­ то профессиональное, а это прежде всего вы­ ражение своей граж­ данской позиции в ис-. кусстве. В прошлом году мы с вами за этим же сто­ лом обсуждали самосто­ ятельные «опусы» моло­ дых. Радует, что тяга к хорошей литературе, драматургии сохрани­ лась и подтвердилось наличие у нашей моло­ дежи хорошего вкуса. Если по поводу ранних самостоятельных работ мы сетовали на недо­ статок профессионализ­ ма, нехватку режиссер­ ской руки, то теперь я по-хорошему спокойна за р е б я т : э т о самый лучший способ профес­ сиональной учебы моло1- дых актеров на нашей сцене. Театральный сезон за­ кончился. Я рада, что молодые ребята не по­ теряли своей свежести, что они не превраща­ ются в ремесленников (а такое тоже бывает). За один-два года стано­ вление не происходит, но какие-то вещи опре­ деляются. Очень трудно кого-то из молодых вы­ делить. Все они ищут самовыражения. Для ме­ ня, может быть, ценны не актерские их рабо­ ты — для меня все эти люди дороги как лично­ сти. Мне кажется, что эти ребята не пропадут. Самостоятельная рабо­ та помогла им не поте­ рять веру в себя. А что касается сезона, то ра­ бота Юли Талько долж­ на ее полностью удов­ летворить, потому что она имела возможность показать себя в разных ролях. Профессиональ­ но работает Люба По- волоцкая, . она . меня очень радует,; хотя сезон у нее, мне кажется, не совсем' получился, по разным причинам. У Сергея Кирсанова есть интересные работы, осо­ бенно последняя, в спек­ такле «Гнездо глухаря». Сложнее положение у Виктора Крылова: у не­ го были. *и трудные, ро­ ли, И; яркие эпизоды, но лучше... всего он про­ явил себя в «Фантазия^». Г. МИХАИЛОВ: — Се- . - jio, • г* 4 - » ' ' 9 - ------- • - зон;, был любопытен це­ лым рядом явлений. Особенно радует, что мурманчане чаще стали ходить в* театр. Интерес к ‘ театру в последние 1,5—2 года растет. Это важно и для обществен­ ной жизни „ . г о р о д а , области- и *нам придает дополнительные -• силы. Возникают интересные, живые контакты со зри­ телем. -.-Наша молодежь часто ездит по области. В этом сезоне мы на­ ладили шефские отно­ шения совхозом «Ту- лома». У нас с ними добрые, по-человечески теплые отношения. Там очень симпатичные ре­ бята: и те, кто работа­ ет в сельском хозяйст­ ве, и школьные учите­ ля... Они интересуются вопросами Искусства, и мы нашли в них хоро­ ши^ собеседников. Мы к ним ездили неодно­ кратно, и молодежь совхоза часто приезжа­ ет к нам; Я лично этому очень рад. Мы как од­ на семья и даже пер­ вомайский праздник справляли вместе. Интересен был сезон и- в театральном отно­ шении. Он прошел твор­ чески. Когда в челове­ ке просыпается живое творчество, чувству­ ешь вокруг себя под­ вижных — внутренне подвижных, внутренне пластичных • — людей. Хочется, чтобы мы ро­ сли, профессионально и по-человечески, стано­ вились тоньше, интерес­ нее. Чтобы то излуче­ ние, которое актеры по­ сылают в зал, было бо­ лее точным, гибким. Хо­ телось бы, чтобы моло­ дые учились честно от­ носиться к работе, уме­ ли всегда настроиться, выложиться н# сцене до конца — в любом на­ строении. Актер меня волнует чисто по-челове­ чески: если есть рост, если я вижу, что в нем просыпается что-то вну­ три, меня зто радует; и это, безусловно, нужно для нашего общего де­ ла. Ю. ТАЛЬКО: — Есть большая- разница между прошлым сезоном и ны­ нешним. Если тогда мы, выпускники вуза, жили еще во-многом по-сту- денчески, сейчас,/в этом сезоне, в театре роди­ лась такая ситуация, ко- f-да появилась потреб­ ность на что-то по-ново­ му взглянуть, более зре­ ло... Ситуация, когда необходимо думать, ко­ гда потребность думать появляется изнутри. Мы почувствовали потреб­ ность в обнаженном ^разговоре, желание -разобраться, кто ^ есть кто, кто как думает, кто как чувствует театр. Коллективное творчест-" во, о котором мы сего­ дня говорили, начинает­ ся с понимания и еди­ нения. Со споров! И толчком к этой потреб­ ности нам послужили «Театральные фанта- - зии». - Г. МИХАЙЛОВ: — Са­ мым главным в этой работе ^не кажется то, что г мы почувствовали друг друга как; коллек­ тив. Я всегда; пб-хоро- ; -■шему завидовал -■таким 'содру^ ствам , когда ' люди у — не только еди­ номышленники,- но меж- * ду ними существуют не- .* кие вибрацйи, >им при- . ятно . участвовать в об- - ш,ем деле. Например) в ; Мурманск .. ... приезжал джаз - рок - ансамбль «Арсенал». Я ходил на его выступления, и... мне хотелось быть среди них! Потому что это на- • стоящий коллектив! Они • понимают друг друга с Полуслова, они чувству­ ют плечо друг друга. Ю. ТАЛЬКО: — Что мне нравится в этом се­ зоне, так это то, что у нас появилась потреб­ ность преодолеть свою ограниченность. В отли­ чие от прошлого сезо­ на, корни ошибок и заб­ луждений мы начали ис­ кать в себе. Если рань-» ше ругали лишь то, что вокруг тебя, теперь ста­ ли * ругать себя г— и произошел колоссаль­ ный сдвиг. Результаты еще. должны проявить­ ся. Г. МИХАИЛОВ: — У нас богатые планы на будущее. К 35-летию разгрома немецко - фа­ шистски* захватчиков ^в Заполярье мы хотим сделать самостоятель­ ный Молодежный спек­ такль. Мы хотим сде­ лать волнующее, эмо­ циональное повество­ вание, составленное по советской ррозе. В будущем театр, если он хочет существовать, должен заботиться о приходе молодежи. Да­ же если приходят «зе­ леные», неумелые. Чем больше молодежи в те- ' атре, тем- интереснее жить. Театр без молоде­ жи — это не театр. Мо­ лодежь будоражит кол­ лектив, она полна ини­ циативы, желания. Воз­ можно, иногда ей меша­ ют внутренняя заносчи­ вость, какое-то неуваже­ ние. к законам коллекти­ ва, но это нужно пере­ барывать. Мешает по­ рой и инерция кол­ лектива, * и н е р ц и я уже уважаемых людей. Но я думаю, что лри хорошем нравственном климате коллектива, при хорошем сердце его молодежь обяза­ тельно вырастет в по­ лезную, нужную обще­ ственную силу. В нор­ мальном, здоровом ор­ ганизме есть свои внут­ ренние законы, но их нужно изменять, нужно «впускать свежую кровь», нужно стимули­ ровать сердце. Молодежь — это все­ гда начало жизни!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz