История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

р И было 17 лет, if '-'она решила стать актрисой. Мама удивилась, забеспоко­ илась, но, посмотрев дочке в глаза, вздохну-' ла и пошла ставить те­ сто для пирога в доро­ гу. А через несколько дней, зеленый вагон поезда «Свердловск — Ленинград» увозил де­ вочку в далекий город, голубой и прекрасный, как сама мечта. Сверкающий синевой отсвечивал асфальт. Девочка шагала по не­ му, сгибаясь под тя ­ жестью чемодана, слов­ но по волшебной до­ рожке навстречу сча­ стью. К институту она подошла в. 6 утра. А через три часа суро­ вый человек профес­ сорского, вида с недоу­ мением смотрел - на большеглазую длин­ ноногую, длиннору­ кую девочку, потеряв­ шую вдруг дар речи. — Ну, может, вы все-таки назовете себя? —• Семенишииа. Ал­ ла.. Из Свердловска, — выдавила она. А потом все завер­ телось. С ужасом огля­ дывала Алла заполнив­ шую коридоры яркую толпу нахальных, каза­ лось, ничего не боя­ щихся красавцев и кра­ савиц. Она читала стихи, басню, пела, танцевала* изображала зубного врача, у которого не была ни разу в жизни. Она прошла все. И по­ слала маме телеграм­ му: «Приняли!» Ма­ ма принесла телеграм­ му на завод, где она работала, и стала рас­ сказывать подругам о своей замечательной дочке. А дочка, вер­ нувшись в институт, узнала «радостную» весть — теперь она может сдавать общеоб­ разовательные экза­ мены. Алла начала с того, что провалила со­ чинение. Но после дол­ гой беседы ей поста­ вили три с минусом. Потом, на истории, она вытащила билет с воп­ росом • о Болотникове. О нем она не знала ровным счетом ничего. Но отступать было не­ куда, и Алла придума­ ла фантастическую ис­ торию о герое Болот­ никове. Экзаменатор слушал, высоко подняв брови, потом взял порт­ фель, закрыл лицо и стал хохотать, утирая слезы. Потом он выско­ чил в коридор и объ­ явил, что экзамен сда­ ет невероятная, сума­ сшедшая абитуриент­ ка. Ей' поставили от­ лично. За отвагу. Это была первая пятерка в длинном ряду последу­ ющих, полученных за время учебы в Инсти­ туте театра, музыки и кинематографии. Алла получала стипендию имени Книппер-Чехо­ вой. И еще — дипломе красными корочками. Но чего это стоило?! — Урок танца. Все стоят у станков, а мне говорят: «Вот вы иди­ те на середину, чтобы еще труднее было». На шведскую стенку заго­ няли * меня метровой линейкой. Искренне думала — издеваются. Но училась страстно, до изнеможения. А те­ перь благодарна без меры за ту строгость. П ОСЛЕ института 11 ее пригласили в Ленинградский Ма­ лый драматический театр на Рубинштей­ на. В своем первом спектакле она должна была произнести одну- единственную фразу: «К вам пришли с до­ кладом». На репетиции она произнесла её. Да как! Кончилось все тем, что автор пьесы переписал свое произ­ ведение.- А в самом спектакле Алла пела, танцевала, сыграла 8 пантомим—одним сло­ вом, ке уходила со сце­ ны на протяжении все­ го спектакля. Вот таким было на­ чало. В 1974 году Ал­ ла пришла в Мурман­ ский драмтеатр. Пер­ вый спектакль—«Про­ шлым летом в Чулим- ^ске» — стал ’первой удачей молодой актри­ сы. Потом были «Ци­ линдр» , «Мгновение истины», «Муж и жена снимут комнату» и другие спектакли. Но, пожалуй, самыми зна­ чительными стали по­ следние работы: Маша ~в спектакле «Три сест­ ры», Лейди — «Орфей спускается в ад» и Ли­ да — «Аморальная ис­ тория». Вряд ли стоит рас­ сказывать здесь об этих ролях. Все они довольно подробно и не очень давно анали- п у т ь I К ВЕРШИНЕ [ ■ Алла Семенишина- —лауреат премии! Мурманского ■ комсомола : зировались в газетных рецензиях. Но хочется подчеркнуть, выде­ лить одно. И Лейди, и : Маша, и Лида — очень разные. У них разные судьбы, они действуют в. разных ситуациях, • разделены во времени и в пространстве. ' Но роднит их одна и та же неуспокоенность, не­ желание уступать об­ стоятельствам. Не по­ жалуются, не- покло­ нятся. Сломаются, по­ гибнут, но не согнут­ ся. Тем они й близки Алле Семенишиной, а более всех — самая трагичная — Лейди. Этому образу .отдано больше, чем другим, сил, но и радости по- - лучено тоже больше. — ‘ Вот идет спек­ такль. Пауза. Сижу в кресле за кулисами — ноги уже дрожат от ус­ талости. Й вспоминаю — эту фразу, уже ска­ зала, и эту, и ту. И вдруг так жалко стано­ вится, что это уже по­ зади, что еще один спектакль проходит, что все меньше" оста­ ется людей, которые еще не видели его. Герои Семенишиной не манекены, гладкие, глянцевые и неживые. Попробуйте вглядеть­ ся в глаза отлично сде­ ланного манекена — не по себе станет. А вот когда видишь на сцене лицо Лейди — невольно дыхание при­ останавливается: та­ кая в нем мука, такая боль. Но ведь это же только актриса, это иг­ ра, убеждаешь себя, и не у нее убит ре: бенок, сожжен отец, в муках умирает люби­ мый, а у персонажа — образа Лейди. Тогда отчего же ро­ ждается ответная боль в твоей собственной груди? И отчего врач- кардиолог именно пос­ ле того, как прошел ряд спектаклей «Ор­ фей спускается в ад», поставил Алле, опус­ тив медицинские тер­ мины, такой диагноз: «У вас устало сердце. И боли — результат сильнейшей эмоцио­ нальной и физической нагрузки»?! Все дело просто в том, что актриса вкла­ дывает свои, не подме­ ненные, не скопирован­ ные, не взятые напро­ кат, а именно свои чув­ ства, желания, мысли. И все одиночество, бе­ зысходность и горе Лейди живут в ее серддэ. А рядом —. то­ ска и отчаяние Маши, и нелегкое мужество Лиды. И кто скажет, что еще впереди? Помните «Пепел Клааса стучит в мое сердце!»? В этом выс­ шее проявление чело-' вечности — взять на себя чужую боль. Но едва ли не выше того еще и умение учить других людей этому. Актриса Алла Семени-' шина и берет, и учит. Й не только на теат­ ральной сцене, но и во время выступлений пе­ ред молодежью в ком­ сомольском киноклу­ бе «Поиск», и на встре­ чах со зрителями — рыбаками, рабочими, строителями, студен­ тами многих городов и поселков нашей обла­ сти, которую она объ­ ездила вместе с кол­ лективом театра вдоль и поперек. Вот за все это и да­ но было Алле звание лауреата премии Мур­ манского комсомола. \ І /И З Н Ь наша сло- •“* жиа, во многом неуютна и неласкова. Но именно вследствие этого она ‘ становится объектом приложения человеческих сил, сре­ ди которых сила искус­ ства является одной из главных. А честь акте­ ра ставит его на перед­ ний край. Кто усомнит­ ся в этом или скажет; что это легко? — -. Я всегда помню слова Станиславского, — говорит Алла, — «Актер • — это велоси­ педист. Пока он крутит педали — двигается вперед, перестал — упадет». Я считаю, каждый актер стремит­ ся им стать. А под ногами у «это­ го велосипедиста» не та синяя лента асфаль­ та, которая была в на­ чале пути, а изрытая ухабами жизненных-об­ стоятельств и всяких разных неудач дорога. Но зато она ведет в гору, к сверкающим вершинам, достичь ко­ торые под силу лишь самым сильным. Т. БОЙКОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz