История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

М А Р И Н А С К О Р О М Н И К О В А — З А С Л У Ж Е Н Н А Я А Р Т И С Т К А Р С Ф С Р АК Т РИС А К ажды е три минуты зво ­ н и л телефон . Из поднятой т р у б к и н а р а зны е голоса .неслись одни и те ж е слова: 1 — Мариночка! (Мариша! М арин а Петровна! Дружи ­ ще]..) Поздравляю ! Только > іт о услыш ал ! (Узнал! Прочи­ тала ! Сообщили!) А рядом , к а з а л о с ь , под н апором н е сконч аем о го п о ­ т о к а р ад о с тны х слов в больш ой темно - з ел ен ой с т е к л ян н ой к ап л е в з д р а г и в а ­ л и и п о к ачи в али т яж е лы м и гол о вк ам и алы е м а х р о вы е гво здики . П ервы е цветы , п ри н е с енны е ей в это утро . Потом и х было много , р а з ­ ны х н а р яд ны х букетов в ц е л л оф ан е и без. Но эти, первы е , были, пож алуй , с а ­ мым и дорогими . Потому что п рин если их в то м оро зное у т р о 21 н о ябр я а к т е ры Мур­ м ан с к о го д р ам а ти ч е ск о го т е а т р а , і ‘оллеги и то в арищ и М арины П етровны Скором- ннковой , получи вш ей днем р а н ьш е почетное з в а н и е з а ­ сл уж ен ной а р т и с т к и РСФСР. UECKOPO И НЕЛЕГКО • • • ІІд а л а с ь эта награда. Годы прошли с того дня, когда был сделан первый шаг из-за кулис на теат­ ральную сцену. Шаг в свер­ кающее светом пространст­ во, огражденное с одной стороны тряпичным садом кулис, а с другой — о ужас! — живой, тысячеглазой массой зрительного зала. Это была роль Светланы в комедии Винникова «Ко­ гда цветет акация». Как прошел спектакль, Марина Петровна не помнит. В се­ бя пришла лишь на скамей­ ке в театральном скверике уже после окончания спек­ такля. Играла в полубессоз­ нательном состоянии, в прямом смысле слова. Но вот зато репетиции к этому • спектаклю остались в памя­ ти во всех деталях. — Я не играла — жила на сцене. Дерево на сцене — я прислоняюсь к нему, не с те сн яя сь , а оно из тр я п ­ к и— валится т у т же . В мяч играли по ходу действия : я бью от души — мяч в зал л е ти т . По сцене пройду — за мной все к ули сы на пол ш лепаю тся . В упоении не замечала это го , пона рабо­ чие не ш епнули : мол, не за­ бывайся . Но в общем дебют прошел хорошо. Приняли меня тепло . Рецензия была положительная. Портрет да­ же нарисовали . Замечатель­ но. Симпатичное такое нача­ ло было. . Росла Марина в теат­ ральной семье. Отец, мама три тетки все были ак­ терами. Много ездили по стране. .Перед войной осе- , ли в тихом, заросшем са­ дами Иванове. Здесь про­ шли ее отрочество, юность. А были они нелегкими. Отец с первых дней ушел на фронт. Через год при­ шла похоронка. На фронт ушла мама. - Марина тогда была еще в детском саду.' И потом, когда пошла в школу, весь первый год жи­ ла в детском саду. Потому, наверное, он, ставший вто­ рым домом, запомнился ■* ярче, чем школа. После де­ сятого класса она поступи­ ла в институт, на физмат. Любила математику. Но всегда, с тех пор как себя помнит, с самого детства жила в ее душе любовь к театру. А вот мама не хотела, чтобы дочь приобщилась к этому великому чуду. Она сама была актрисой и зна­ ла истинную цену аплоди­ сментам. Не пускала в те­ атр, не разрешала зани­ маться в художественной самодеятельности.* И все- таки, все-таки то, что жило в душе девочки - подрост­ ка, оказалось сильнее всех маминых доводов. На од­ ной из фабрик студенты ре­ шили организовать что-то вроде самодеятельного на­ родного театра. Режиссе­ ром пригласили актера го­ родского драматического театра. А он перед первой репетицией увидел взгляд блестящих, черных, как мо­ края смородина, глаз Мари­ ны. И с высоты своего ак­ терского опыта прочел в них то, что было скрыто бескорыстной, безгранич­ ной любовью от материн­ ского сердца. Студенты поставили ни мало, ни много, как «Чай­ ку». Марина играла Машу. А сразу.после этой роли ее пригласили в городской театр. Вот таким образом все и началось. Сейчас, сп у с тя годы, а к т ­ ри с а с чуть, п ечал ьной н еж ­ ностью о гл яды в а е т с я назад , в ту голубую , безоблачную пору, на тот п е р е к р е с то к с п ервым и цветами , п р о т ян у ­ тыми и з зри т ел ьно го з ал а , и с полной увер енно с тью у т ­ в ерж д а е т — выбор сделан правильно . — Я счастливый человек. Получалось----- не получа­ лось, я всю жи знь занима­ юсь любимым делом, люби­ мой оаботой. МУРМАНСК она приехала по пригла­ шению. театра Красно­ знаменного Северного фло­ та и лично — главного режиссера его И. Б. Шойг- хета. Встретили ее сердеч­ но. Было это 18 лет назад, а в памяти Марины Петровны до сих пор живо то чувство благодарности, какое ис­ пытывала она, начиная ра­ боту в новом коллективе, в новом городе. -- Исай Борисович сде­ лал для меня к а к никто много. И не только в твор­ ческом плане. Он воспиты­ вал харак тер . Научил за все браться и ничего не боять­ ся . - \ Зап ом нили сь ак три с е и пепвые р аботы в те а тр е КСФ: дочь ген ер ал а Вика в сп ек такл е «Чайки нал мо ­ рем» (он шел более 150 раз!). Лика («Мой бедный Марат»). Нюрка («В день свадьбы), Н адежда М илсванова («Вер­ ность»). Они принесли и первы й з а сл уж ен ны й успех . А всего с т е х пор Марина Пптровна со зд ал а свыш е 60 образов на сцене. Вдумай ­ тесь в э ту циф р у — не д е ­ сять . не д в адц а ть — более ш естид ес яти ч ел о в еч еских В судеб п р ож и л а а к т р и с а на сцене! И с ей ч а с неле гко ей н а з в а т ь самую любпмую , с а ­ мую бли зкую н з них. — Люблю и гра ть женщин с трудной судьбой . Не всег­ да сч а с тли вы х и уд ач ли вы х , но несдающихся , гордых, верных своему выбору, сво­ ему ч ув с тв у ... Если перефразировать известную пословицу «Ска­ жи мне, кто твой друг...» применительно к-актеру и его любимой роли, то пра­ вомерно будет качества ге­ роинь, близких сердцу Ма­ рины Петровны, отнести и к ней самой. Судьба актера никогда не была легкой. И не будет. —Чувство удовлетворения? Минутное. Сегодня придет оно, а завтра всю себя ис­ терзаеш ь . У Пастернака е сть замечательные слова, точно не помню, но звучи т примерно т а к : «Пораженье от победы не должно отли ­ чать!» — вот это сказано , по-моему, ка к раз об анте- рах . Ну и все-таки?! Не все же борьба, сомнения, по­ иск? Ведь были же и побе­ ды, когда актриса силой и властью своего таланта дер­ жала в ладонях сердца и души сотен зрителей?! — Да, бьжали такие ред­ кие, волшебные минуты , ра­ ди ко торы х стои т ж и т ь . На­ с туп ае т иногда такое мгно­ вение, когда ощ ущаешь власть над залом . Это как гипноз. Вот, дум аеш ь , за хо ­ чу сейчас, чтобы заплакали — и п л ач у т ; за хо ч у , чтобы смеялись — и вот, слезы еще не просохли , а на ли­ цах — улыбки засве тили сь . И это бывает возможно лиш ь то гда , когда живешь единым дыханием с залом, на одной какой-то тонень­ кой , чуткой струне . И _ не всегда даже это зави си т от пьесы , от настроения. А от чего — с к а за т ь не мо гу, да и никто этого не скаж е т . 'ТРУДНО рассказать о * человеке в одной га­ зетной статье. Трудно рас­ сказать о его жизни и ра­ боте, радостях и боли, чув­ ствах и помыслах — полу­ чается бледный штриховой портрет. Но чтобы он все же заиграл хоть в неболь­ шой степени живыми крас­ ками реального бытия, при­ ведем некоторые ответы Марины Петровны Скором­ никовой на вопросы, кото­ рые задали ей зрители. — Ваш а общ е с тв енн а я р а ­ бота? — Третий год секретарь партийной организации те ­ атра . — К аки е из сы гр анны х ля последнее вр ем я рол ей Вам нр авят ся? . — Я люблю работать в сп е к т а к л я х «Пробуждать сп ящ и х» , «Старомодная ко­ медия», «Барабанщица*, «Занавес». — Как Вы оц ени в ает е свою р аботу в «Трех с е с т ­ рах»? — Мне дорог образ Ольги, но должна ск а за т ь , что ра­ боты здесь еще предстоит очень много. — Любите, л и Вы гостей? —, Да, очень. — О к а к ой роли Вы м еч ­ таете? ~ — Королевы в пьесе « Ели ­ завета А н гли й ск ая » . Еще мечтаю о героинях Ибсена. — Геде Габлер, Иде. — К аких пи сат ел ей Бы любите? ■— Ромен Роллан , Эрен- бѵрг, Ш експир , Бернард Шоу. Из поэтов — Лермон­ тов , П уш кин . Вознесенский , А хм адуллин а . — Как Вы относи тесь к дом ашним животным ? — Люблю всех, но осо­ бенно собак. Вот выйду на пенсию , заведу себе весело­ го, ласкового сп гн и эл я . — Какое к ач е с т в о в 4 c . iq - в е к е Вы считаето главным? — Верность . Все осталь ­ ное идет отсюда — и чест­ ность , и принципиальность , и умение прощать. — Как Вы проводите от­ пуск? —■Половину — отдыхаю в Доме актера , в средней по­ лосе; вторую половину — п утеш ес твую . Побывала в Е гип те . Австрии . Болгарии , Румы нии , Польше; путеш е ­ ствовала по Волге, пешиом побродила по Камчатке . Ме­ чтаю о Средней Азии . — Кто из а к т р и с кино Вам ноави тся? — Алиса Фрейндлих , Ан- ни Жирардо ... Мы привели лишь не­ большую часть вопросов и ответов. Но в совокупности они дают представление о сложном и богатом духов­ ном мире нашего соврет менника, женщины, комму­ ниста, заслуженной артист­ ки РСФСР Марины Петров­ ны Скоромниковой. Т . БОЙКОВА-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz