Смирнов, Н. А. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. О морском зверином промысле на русских судах : отчет по командировкам Нестора Смирнова/ Ком. для помощи поморам Рус. Cевера. - Санкт-Петербург : Типо-литография И. Усманова, 1903. - [4], 157, [2] с. : ил., табл.

— 91 — съ детства привыкние къ полярнымъ льдамъ и имгЬющ1е поэтому то преимущество передъ норвежцами, что бьютъ и того звъря, ко­ торый лежитъ среди льда, внгЬ выстрела, подбираясь къ нему по льду, подчасъ совсЬмъ неудобопроходимому, чего не дЬлаютъ норвежцы, упускаюшде поэтому много зверя. Къ сожалгЬн1ю, не всЬ гарпунеры изъ зимнестороновъ являются хорошими штур­ манами, а лишь некоторые, а для плавания на промысловыхъ ях- тахъ у льдовъ отъ штурмана требуется больше, ч'Ьмъ при про­ стой перевозка грузовъ. Матросы яхтъ у русскихъ хозяевъ—pyccicie, изъ самыхъ раз- личныхъ м'Ьстъ Архангельской ry6epnin, изрЬдка вологжане, а у колонистовъ изъ норвежцевъ—по большей части см'Ъшаннаго со­ става: норвежцы, финляндцы и pyccKie. Въ настоящее время ощущается недостатокъ въ хорошемъ экипажгЬ для зв'Ъробойныхъ яхтъ, какъ въ капитанахъ и гарпу- нерахъ, такъ и въ матросахъ; поэтому, одинъ изъ предпринима­ телей, имеютцш, кажется, три яхты, посьглаетъ на промыселъ только одну, а оетальныя, за неимениемъ подходящей нромыело­ вой команды, грузятъ по становищамъ треску. Составъ команды промысловаго парохода „Св. муч. Фока“ за 1902 г. былъ уже перечисленъ въ главе II. Раньше же .его команда бывала смешанная; были въ ней ко­ гда-то и норвежцы, а за последнее время—почти не бывавнпе въ море чернорабочие изъ Александровска и Колы; для „Фоки“ нан- лучшей командой надо признать такую, какая была въ 1902 г. Что касается вознаграждешя труда промышленниковъ, то тутъ есть две системы: покрутъ, уцелевшш только у одного предпринимателя въ чистомъвиде, и вознаграждеше помесячиымъ жалованьемъ. При покруте вся выручка делится на 33 части, такъ назы­ ваемые „иаи“ ; изъ нихъ командиръ получаетъ три пая, старнпй гарпунеръ 16/8, младппй—13/8, гарпунерскш ученикъ, выезжаю­ щий въ ахтерной шлюпке—Г /4, матросы—Р/е па5Г- Средняя добыча яхты—отъ 800 тюленей въ навигацпо до 1000, т. е. считая минимальную стоимость тюленя въ 2 рубля,— отъ 1600 до 2000 р.; следовательно, заработокъ командира коле­ блется отъ 146 до 180 съ небольшим?! рублей, 1-го гарпунера отъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz