Смирнов, Н. А. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. О морском зверином промысле на русских судах : отчет по командировкам Нестора Смирнова/ Ком. для помощи поморам Рус. Cевера. - Санкт-Петербург : Типо-литография И. Усманова, 1903. - [4], 157, [2] с. : ил., табл.

Г Л А В А V I . Составь и вознаграждеше промышленниковъ. На парусныхъ судахъ, яхтахъ, составъ экипажа находится въ зависимости отъ числа промысловыхъ шлюпокъ, такъ какъ на каждую изъ нихъ полагаются гариунеръ и три матроса; поэтому на судахъ съ двумя вельботами команда состоитъ изъ 6 матро- совъ, двухъ гарпунеровъ, командира и кока, а если вельботовъ три, то изъ 9 матросовъ, 3 гарпунеровъ, капитана и кока. На всЬхъ яхтахъ капитаны являются главными и неограни­ ченными распорядителями промысла, и отъ ихъ опытности и рас- порядительности много зависитъ удача песлТ’.дгшго, такъ какъ до­ статочно мал'Ьйшей ошибки, —и судно можетъ быть затерто и остать­ ся безъ промысла, или оно окажется на вТ/гр!; у залежки зв^ря, и онъ уйдетъ въ воду, почуявъ запахъ дыма и т. д. Капитанами на русскихъ яхтахъ ходятъ, по большей части, поморы, иногда зимнестороны, и иногда на яхтахъ, принадлежа- щихъ колонистамъ западнаго Мурмана, норвежцы. Гарпунеры во время хода судна исправляютъ обязанности штурмановъ; у льдовъ высматриваютъ изъ бочки зверей, но най­ дя ихъ, докладываютъ капитану, и только улее по его распоря­ жение выслгЬживаютъ за зв.Т.ремъ. Въ своемъ вельбо'гЬ гариунеръ является полнымъ хозяиномъ, пока капитанъ не отзываетъ его къ судну сигналомъ. Составъ гарпунеровъ—частью поморьт, частью зимнестороны, частью норвежцы, изредка финляндцы. Лучшими изъ нихъ въ качеств^ моряковъ и моржовыхъ промышленниковъ являются норвежцы, а для боя тюленей—жители Зимней стороны,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz