Добрынин, К. И. Великий помор : очерк жизни и деятельности М. В. Ломоносова : для школьного и семейного чтения / К. И. Добрынин. - Москва : Издатель В. С. Спиридонов, 1910. - 52 с. : ил., портр.

— 18 — ся пришелъ",—такъ вспоминалъ объ этомъ времени впослѣд- ствіи самъ Ломоносовъ. Но все это не имѣло значенія срав­ нительно съ той нужной, которую ему пришлось испытывать. Отъ училища ему выдавалось кое-что па содержаніе; но и изъ этихъ, буквально, грошей онъ чуть ли не половину тра- тилъ на книги; такимъ образомъ, на всѣ остальныя нужды ему оставалось слишкомъ мало. Такъ жилъ онъ изо дня на день, не видя въ близкомъ будущемъ никакого улучшенія своего положенія. А въ это время отецъ Ломоносова, узнавъ, куда онъ скрылся, всячески старался вернуть его домой: онъ писалъ сыну, что самъ опъ уже старъ, что оставлять нажитое тяжелыми трудами добро ему некому, кромѣ сына, что если онъ не вернется домой, то послѣ его смерти все растащатъ чужіе люди; въ другомъ письмѣ, ягелая хоть чѣмъ-нибудь приманить сына, Василій Дорофеевъ пишетъ ему, что такіе-то и такіе-то хорошіе люди съ удовольствіемъ выдадутъ за него своихъ дочерей. Но Ломоносовъ устоялъ противъ всѣхъ этихъ соблазно'въ и только впослѣдствіи вспоминалъ объ этой порѣ своей жизни такимъ образомъ: „Обучаясь въ Спасскихъ школахъ, имѣлъ я со всѣхъ сто- ронъ отвращающія отъ наукъ пресильныя стремленія, ко- торыя въ тогдашнія лѣта почти непреодолимую силу имѣли". Съ жаромъ принялся Ломоносовъ за ученье. По прошест- віи перваго полугодія онъ оказалъ такіе успѣхи, что его перевели во второй классъ, а потомъ въ концѣ года—въ третій. Все, что только задавали учителя въ школѣ, онъ выучпвалъ всегда лучше всѣхъ своихъ товарищей и часто гораздо больше того, что было задано. Впрочемъ, читаемъ мы въ одной біографіи Ломоносова, нѣкоторые наставники не были довольны такимъ излишнимъ, по ихъ мнѣнію, рве- ніемъ Ломоносова и совѣтовали ему „смириться". Но Ломо­ носовъ не оставлялъ трудовъ своихъ. Черезъ 2 года онъ настолько уже изучилъ латинскій языкъ, что былъ въ со- стояніи составлять неболыпія стихотворенія на латинскомъ языкѣ. Тогда онъ началъ учиться по-гречески, а въ свобод­ ные часы, вмѣсто того, чтобы отдыхать или рѣзвиться по­ добно другимъ ученігкамъ, онъ рылся въ монастырской би- бліотекѣ. Не удивительно, что своими отвѣтами по наукамъ и примѣрнымъ поведеніемъ онъ обратилъ на себя всеобщее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz