Добрынин, К. И. Великий помор : очерк жизни и деятельности М. В. Ломоносова : для школьного и семейного чтения / К. И. Добрынин. - Москва : Издатель В. С. Спиридонов, 1910. - 52 с. : ил., портр.

— 17 — своихъ господъ. Обозный приказчикъ оказался его земля- комъ. Въ разговорѣ о томъ, о семъ приказчикъ сказалъ дворецкому и про Ломоносова: вотъ-де отъ самаго Архан­ гельска съ нами увязался: „хочу въ школу поступить“—и все тутъ. Дворецкій былъ пораженъ необыкновенной смѣ- лостью и рѣшимостыо Ломоносова, Онъ захотѣлъ самъ съ нимъ поговорить. Ломоносовъ съ первыхъ же словъ ему понравился, и дворецкій предложилъ ему перебраться къ нему на жительство (такъ какъ обозъ долженъ былъ скоро отправляться въ обратный путь). „А т амъ“,—говорилъ онъ,— „Ногъ милостивы что-нибудь придумаемъ". Въ то время въ Москвѣ была всего одна большая школа при Заиконоспасскомъ монастырѣ. У дворецкаго, пріютив- шаго Ломоносова, былъ въ этомъ монастырѣ знакомый мо- нахъ, чрезъ котораго ему и удалось пристроить Ломоносова въ эту школу. Начальникъ школы долго не соглашался принять простого крестьянина, такъ какъ школа предназна­ чалась только для дѣтей дворцовыхъ слугъ и духовныхъ лицъ. Но юноша выглядѣлъ такимъ разумнымъ и честнымъ, такъ горячо выказывалъ свою страстную охоту къ ученью, что начальникъ сжалился иадъ нимъ и прпнялъ его на свой страхъ, противъ правилъ. А такъ какъ Ломоносову буквально нечего было ѣсть, то приказалъ выдавать ему отъ училища 3 денежки въ день. Тяжело пришлось на первыхъ порахъ Ломоносову въ З а и ­ коноспасскомъ училищѣ. Легко можно себѣ представить, въ какомъ ноложенін оказался онъ, высокій статный юноша, съ пробивавшимися усами надъ губой, среди другихъ школь- никовъ. ІІринятъ онъ былъ, по своимъ познаніямъ, въ нпз- шій классъ, такъ что товарищами у него оказались 8—9 лѣтніе мальчики. Эти малолѣтніе ученики смѣялись надъ нимъ, особенно когда узнали, что этотъ „здоровенный па- рень“ пришелъ, вмѣстѣ съ ними, зубрить латинскую грамоту. ІПуткамъ, насмѣшкамъ и издѣвательству не было конца. Всѣ прыгали вокругъ него, кричали, хохотали и показывали паль­ цами: „смотрите-де: какой болванъ въ 20 лѣтъ латыни учить- III. 2 О і

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz