Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье: очерк из быта поморов.

As 4. И з в Ь с п я Архангельского О бщ е с т ва (ш н у ть рыбу). Старуха нагнулась надъ котломь и отъ пара, который ударилъ ей т . глаза, неожиданно пропрела. Убивая isь лЬсу или uo.it , зм1по, paaciiKaTb ее не рекомендуется, ибо она, по прелашю, можетъ .срастись". Бчзполезио разрубать змею, хоти бы се успели даже сварить. Чудесное свойство срастаться остает­ ся за нею п нь этомъ случит., поэтому сваренную хчФ.ю па улицу не яыбрагыиаюп, а непременно сжиганпъ. Отравляясь иъ .itc.b, на сЬнокосъ, или просто куда-либо изъ се­ ла, Miiorie нроизпосятч. нечто npo.it заговора протнвъ встрЬчи со змЬеЙ, слЬдующаю содержашя: „Солнце, небо, яап.-сыра земля, заприте 31гЫ:ь шипучих I. и ползучихъ, чтобы не грелись, да iii! крутились, но прыгали, да не скакали, не шпиЬлн, да не кусали". Эготъ язычески: заговоръ знаютъ очень мноп'е изъ поморовъ. По другой, не менЬо ин- тересный заговоръ противъ заражен!я кропи отъ укусовъ з.м-Ъи, зпаютъ только iieMiiorie колдуны, Всей же .массе знахарокъ и колдуповъ По­ морья этогч. заговоръ совершенно неизвестен!.. Пользуясь любезностью одного изъ колдуповъ, разрЬшившаго мпЬ записать этотъ заговоръ, я могу познакомить съ нимь читателей. Прежде чтлп. прибегнуть къ чудесной силЬ заговора, колдунъ ре­ комендует!. возле мёста укупнннаго змЬей сделать тугую перевязку, такг. чтобы зараженная кровь не могла свобошо перейти въ друпя части тела. СделанI. перевязку, колдунъ обводить ножемъ вокругъ опу­ холи три раза, при чемъ после кажлаю раза плюетъ, приговаривая: „На мори, на K inut, па острови, на J>\я ни стои ть частый ракитын кустъ. В ъ томъ частомъ ракигово.чъ кусту лежнтъ Змей-Шкурышй. О, ЗмЬй-Шкураией, собери нсихъ своихъ Змей З.чеевиченъ мгжныхъ, нодрубежныхъ, колодныхъ, подколодныхъ, моховыхъ и лесовыхч., змею — Шкуранею п змею-Переярую, летучихъ п ползучих!.. А не собе­ решь, ты всихъ Змей Зм'Ьевиченъ межпыхъ да нодрубежныхъ, колод- пыхъ да подколодных!., моховыхъ да .ltcoifux!., зм1',ю-1Пкурапею да 3Mtro-Переярую, лиучихъ да ползучихъ— я пойду къ самому Гавршлу да св. Николаи! да попрошу ихъ напустить грознаго грому, гролну тучу, чтобы громомъ побило да мо.пней сожгло. О, рабъ Христовъ— челов'1;къ,—не ходи къ самому Христу, не пускай на меня грознаго грому, да грозну тучу, не бей меня ни громомъ да пи молош.ей, я— рабъ, Христосъ человекъ. Вытащи жала русаго. К акъ вода, чиста и непорочна такъ, чтобы и рабъ Bondii (имя) чисть быль и н е т роч^нъ отъ змеипной лютости и ненависти. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Амипь“ . Этотъ же заговоръ употребляется и отъ укуса бешеной собаки, съ прибанлешемъ въ конц-b следующих!. словъ: „Вынимай зурну кровь изъ буйной головы, со ретивого сердца, нзъ подъ жиль и жилъ, изъ подъ костей и костей, изъ подъ h o i теи и ногтей, изъ подъ кожи и кро­ ви. Да пусть сохранить тебя апгелъ хранитель, иомощникъ денной, одеждникъ теплый, всюду да везде: и въ крутыхъ горахь, и во тсмныхъ лесахъ, и отъ ведьмы еретицы, и отъ лешаго, воднного, болотной ба­ бы, домового, буйнаго дерева да нечнстаго духа. Аминь*. На этомъ я пока закопчу свой очеркъ. Охватить все виды зна­ харства и повЬрШ поморскаго населешя —задача пн весьма легкая. К ъ тому же не следуетъ забывать, что это такой предметъ, который изу- neniio поддается нелегко, такь какъ записывать, напрпм.. „колдушки1- или заговоры не всегда и всякому удается.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz