Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье: очерк из быта поморов.

As 4. И звЬспя Архангельского Общества (вынуть рыбу). Старуха нагнулась налъ котломь и отъ пара, который ударилъ ей т . глаза, неожиданно прозрела. Убивая isь л'Ьгу или uo.vl ; зм1;ю, разсЬкать ев не рекомендуется, ибо она, по прелашю, можетъ .срастись". Безполезно разрубать змЬю. хоти бы ее уси-Ьлн лаже спарить. Чудесное свойство срастаться остает­ ся г;а нею к нъ этомъ случи!., поэтому сваренную змФ.ю па улицу не выбрасыпаич I , а ненремЬнпо сжигаютъ. Отравляясь нъ Л'Ьсъ, на сЬнокось, или просто куда-либо изъ се­ ла, Miiorie пронзпосятъ н1;что врод-Ь заговора протнвъ встрЬчп со зм ЬеЙ, слЬдуннцаю содсржашя: „Солнце, небо, мать-сыра земля, заприте зм-Ыи. шипучих!. и ползучихъ, чтобы но гр'Ьлись, да не крутились, но прыгали, да не скакали, не шшгЬли, да не кусали". Эготъ язычески: загоноръ знаютъ очень мноп'е изъ номоровъ. По другой, не менЪе ип- тересный загоноръ противъ заражен!я кропи отъ укусонъ змЪи, знаютъ только немнопе колдуны, Всей же масс’Ь знахарокъ н колдуповъ По­ морья этотъ загоноръ совершенно неизв'Ьстенъ. Пользуясь любезностью одного изъ колдуповъ, разрЬшившаго мн'Ь записать этотъ загоноръ. я могу познакомить сь нимь читателей. Прежде чтлп. прибегнуть къ чудесной силЬ заговора, колдунъ ре­ комендует!. воз.тЬ м-Ьста укупнппаго змЬей сд'Ьлать тугую перевязку, такъ. чтобы зараженная кровь не могла свобошо перейти въ друпя части Tt.ia. СдЬлань перевязку, колдунъ обводить ножемъ вокругъону холи три раза, при чемъ иосл-I; кажлаю раза плюетъ, приговаривая: „На морн, на KiHiit, па остропи, на Буян я стоить частый ракитын кустъ. Нъ томъ частомъ ракиговомъ кусту лежитъ .ЪгЬЗ-Шкураней. О, ЗмЬй-Шку райей, собери ьсихъ своихъ Зм-tiii Зм-Ьеннчевъ межныхъ, нодрубежныхъ, колодныхъ, нодколодныхь, моховыхъ н л-Ьсовыхъ, зм'Ью — Шкураиею н зм'Ью-Переярую, летучихъ и ползучихъ. А не собе­ решь, ты всихъ Зм'Ьй Зм'Ьевиченъ мсжныхъ да нодрубежныхъ, колод- ныхъ да подколодным., моховыхъ да лЪсовыхъ, зм-Ью-Шкурапею да зм-Ью-Иереярую, лиучихъ да ползучихъ— я пойду къ самому Гавршлу да св. Николаю да попрошу ихъ напустить грознаго грому, грозну тучу, чтобы громомъ побило да мо.пней сожгло. О, рабъ Христонъ— челон'1;къ,—не ходи къ самому Христу, не пускай на меня грознаго грому, да грозну тучу, не бей меня ни громомъ да ни молоньей, я— рабъ, Христосъ челов-Ькъ. Вытащи жала русаго. К акъ вода, чиста и непорочна такъ, чтобы и рабъ Боной (имя) чисть былъ и н е т роченъ отъ зм'Ьипной лютости и ненависти. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Амипь“ . Этотъ же загоноръ употребляется и отъ укуса бешеной собаки, съ прибавле 1 иемъ въ концЬ сл'Ьлующпхъ словъ: „Вынимай лурну кровь изъ буйной головы, со ретиното сердца, изъ подъ жиль и жилъ, изъ нодъ костей и костей, изъ подъ ногтей и ногтей, изъ подъ кожи и кро­ ви. Да пусть сохранить тебя ангелъхранитель, помощникъ денной, одежднпкъ теплый, всюду да незд-t: и въ крутыхъ горахъ, и во темныхъ .тЬсахъ, и отъ к’Ьльчы еретицы, и отъ .гЬшаго, ноднного, болотной ба­ бы, домоното. буйпаго дерева да нечнстаго духа. Аминь*. На этомъ я пока закопчу свой очеркъ. Охватить всЬ вилы зна­ харства и повЬрШ номорскаго населешя —задача пн весьма легкая. К ъ тому же не сл’Ьдуетъ забывать, что это такой предметъ, который изу- neniio поддается нелегко, такь какъ записывать, наирим., „колдушки1- или заговоры не всегда и всякому удается.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz