Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 205 - восходны многіе шитые образа, между которыми имѣется нѣсколько экземпля- ровъ съ изображеніемъ того, какъ Качаловъ зарѣзываетъ царевича Димитрія, душа котораго — въ видѣ дитяти — вылетаешь изъ него; самобытны такія же шитыя изображенія Благовѣщенія: Ангелъ благовѣствуетъ Богоматери, а въ утробѣ ея уже обозначенъ Св. Младенецъ. Перечислить всѣ рѣдкости собора невозможно. Очень любопытенъ складень, сдѣланный изъ доски съ гроба митро­ полита Петра, съ изображешемъ на немъ, между другими святыми, Василія Блаженнаго, осѣняющагося двуперстнымъ знаменіемъ. Въ подвальномъ помѣ- іценіи собора хранятся остатки отъ возка и саней Строгановыхъ; на кожѣ, почти ободранной, тисненныя изображенія козероговъ, львовъ, и т. п. Подвалъ церкви состоишь изъ отдѣльныхъ палатъ, разной величины, совершенно тем- ныхъ, соединенныхъ узкими проходами, съ кольцами и засовами, служившихъ, видимо, и темницами, и казнохранилищемъ. Сольвычегодскій соборъ, на берегу пустынной, далекой Вычегды, окру­ женный малонаселенными лѣсными пространствами, нетронутый радѣтелями мишурнаго блеска въ церковномъ благолѣпіи, составляетъ явленіе совсѣмъ исключительное. Его, высящагося въ темени и ветхости годовъ, слѣдуетъ беречь, какъ зѣницу ока, и тѣмъ обиднѣе было узнать, что нѣсколько времени тому назадъ совершенно частному человѣку проданы были три изъ древнихъ иконъ собора. Таісъ ли это — и кто далъ на это право? Вѣдь это двойное святотатство. Совсѣмъ иное впечатлѣніе даетъ обзоръ мужского Введенскаго монастыря, основаннаго въ 1568 году; въ немъ живуть теперь только четыре монаха. Внутри кажется онъ и пустъ, и бѣлъ, и негармониченъ, и иконы-то его почти всѣ безъ ризъ и оглавій, но зато наружность — одна изъ типичнѣйшихъ и лучшихъ, дошедшихъ до насъ въ полной неприкосновенности. Это какъ бы огромный не то кубъ, не то четырехугольная башня, въ четыре яруса оконъ. Пять куполовъ высятся надъ нею, а маленькая, гораздо позднѣе пристроенная, колоколенка робко жмется внизу, не достигая ихъ почтенной вышины. . Эта кубическая, повидимому безформенная масса, оживлена тѣыъ, что имѣетъ дробные карнизы и баллюстрады; что она опоясана сверху и снизу по обходу невысокими, плоскими кокошниками; что по срединѣ четырехъ фасовъ, наверху, на выступахъ, поднимаются, будто висятъ на воздухѣ, неболынія воротца-фрон- тончики, покояіціяся на витыхъ колонкахъ; что по нижнимъ частямъ строенія виднѣются колонки коринѳскія, и что, наконецъ, зданіе не обѣлено и прочная кирпичная кладка, иотемнѣвшая отъ времени, придаетъ ему тотъ спокойный, пріятный колоритъ, который присущъ древности и ісотораго никакая краска не замѣнитъ. Къ несчастно, зданіе это не ремонтируется; портикъ его весь въ трещинахъ и уже погнулъ не совсѣмъ прочный желѣзныя связи, его поддер- живаюіція, до невозможности; пройти подъ нимъ, казалось, небезопасно: сту­ пеньки покосились, потрескались, и въ расщелинахъ плитъ растетъ трава и мохъ. Обозрѣвъ Введенскій монастырь, путники прошли въ сосѣднюю съ нимъ цер­ ковь Бориса и Глѣба; отъ той церкви, въ которую въ 1570 году царь Іоаннъ пожертвовалъ два колокола, нѣтъ болѣе и слѣда; нынѣшняя церковь — конца

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz