Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 204 — ликами святыхъ столба, отчасти закрывающіе величественный, четырехъ­ ярусный иконостасъ; въ нижнемъ ярусѣ его, между образами, поблескиваютъ золоченыя коринѳсісія колонки, шафты которыхъ словно насѣчены попереч­ ными углубленіями и, если хотите, напоминаютъ не формою, но покровомъ своимъ столбики кукурузы; выше, въ третьемъ ярусѣ иконостаса, на высту- пающихъ крас-ивыхъ кронштейнахъ поставлены вптыя колонки съ коринѳскими капителями. Предъ образами иконостаса висятъ массивныя бронзовыя позоло­ ченный паникадила, изъ которыхъ каждое — археологическая замѣчательность; низъ ихъ состоитъ изъ круглыхъ, шарообразныхъ выступовъ удивительно гар- ноничесісихъ очертаніи. Люстра, очень небольшая, предъ Царскими дверями повѣшена на трехъ широкихъ металлическихъ тесьмахъ и имѣетъ по низу очень широкій, характерный металлпческій ободъ. Иконы собора всѣ древнія, всѣ неподновленныя; большинство ихъ одѣто цѣнными ризами, и такъ и кажется, что мало имъ было мѣста въ алтарѣ и по иконостасу, и вотъ обо­ гнули онѣ по низу длинными поясами весь храмъ, обошли кругомъ всѣ его стѣны и основанія колоннъ; тѣ, которыя покрупнѣе, размѣстились внизу, кото­ рый помельче— заняли мѣсто повыше, и висятъ онѣ безсчетныя, вплотную одна къ другой, и кажутся какимъ-то блистающимъ золотомъ ризъ, по черни ликовъ, удивительнымъ ожередьемъ. Сколько времени должно было пройти, чтобы со­ брать здѣсь столько иконъ, сколько молитвъ совершено надъ ними, сколько печалей облегчено?! Центромъ, собирающимъ въ себя все это удивительное единеніе церкви, являются Царскія врата, совершенно единственный, исключительныя въ своемъ родѣ. Они малы, узки, невысоки и состоятъ изъ арки о трехъ круглыхъ, углубляющихся къ алтарю частяхъ; по бокамъ дверей имѣются два столбика, составленные каждый изъ пяти шаровъ, связанныхъ невысокими шафтиками о четырехъ граняхъ съ утолш°ніемъ къ срединѣ; шафтикп образованы каждый изъ двухъ усѣченныхъ пирамидокъ, сложенныхъ широкими основаніяыи. Надъ аркою дверей три образа, на самыхъ дверяхъ по три на каждомъ створѣ, по стольку же на каждомъ изъ столбиковъ, да еще два съ наружной стороны ихъ. Весь этотъ своеобразный комплексъ самыхъ простыхъ геометрическихъ фигуръ облицованъ довольно богатою прорѣзыо, сдѣланною изъ олова, положеннаго на покрытую слюдою фольгу краснаго, бѣлаго, синяго и зеленаго цвѣтовъ. Въ общемъ, Царскія двери исключительно характерны, красивы и совершенно под- ходятъ къ стилю всего храма. Вправо отъ алтаря замѣчательно по цѣльности и сохранности архіерейское мѣсто подъ сѣныо. Очень хороша своею простотой деревянная сѣнь надъ алтаремъ. Фрески въ алтарѣ и діаконникѣ толее древнія, необновленныя. Любопытны изображена въ рисункѣ стиха Херувимской: «нынѣ силы небесны я съ нами невидимо служатъ»; художникъ задался мыслію изо­ бразить невидимое служеніе и поставить двухъ священнодѣйствующихъ, головъ которыхъ не видно изъ-за пламени, обвившаго ихъ; въ самомъ пламени, обра- зующемъ языками своими облики херувимовъ,— огненное изображеніе Спасителя, обвитаго пламенною плащаницею. Создавъ эту замѣчательяую церковь, Строгановы богато одарили ее. Пре

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz