Второй год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчетный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1924-25 год.- Ленинград : издание Правления Мурманской железной дороги, 1926. - 180 с., [8] л. карт. : ил., табл.

П р е д и с л о в и е . 1924-25-ый год был вторым годом колонизационной работы Мурманской д о ­ роги на основании „Положения о колонизации Карельско-Мурманского края ", утвержденного СТО в мае 1923 года. Результаты колонизационной работы по особому, впервые примененному методу железнодорожной колонизации, представляют интерес не только в отно ­ шении самого колонизуемого края. При обсуждении колонизационных проблем в масштабе всего Союза в настоящее время уже нельзя обойти молчанием ме­ тода, применяемого Мурманской жел. дорогой. Этот метод, быть может, с ис­ правлениями и изменениями, применим также и к другим пустующим и трудно освояемым районам, где железная дорога, существующая или строющаяся, яв­ ляется основным фактором хозяйственного развития и где она поэтому должна выступать не только ка к транспортное учреждение, но ка к комбинат объединен­ ных пионерных предприятий, связывающих свою деятельность с колонизацией района. С этой точки зрения весь опыт работы Колонизационного Отдела надлежа­ ло бы опубликовать, тем более, что с такими пожеланиями и требованиями об ­ ращалось к Правлению Дороги уже не одно учреждение. Чрезвычайно малая обследованность Карельско-М урманского края та кже обязывает сделать путем печати доступным для всех заинтересованных ор гани ­ заций весь тот запас физико-географических и экономических сведений о крае, который накапливается при колонизационной работе Однако, размер сметного ассигнования на эту надобность заставляет о т ка ­ заться от печатания полного отчета по всем отраслям колонизационного дела и ограничиться лишь общим обзором колонизационных работ за 1.924-25 год и тремя более подробными очерками— по сельско-хозяйственно опытному делу, экономическому изучению колонизуемых районов и физико-географическим об ­ следованиям. Последней работой, помещенной в Сборнике, является впервые составлен­ ная гипсометрическая карта Кольского полуострова. Несмотря на то, что эта карта названа автором „первым приближением ", она при бедности, разрозненности и чрезвычайной неточности опубликованных до сих пор материалов по Лапландии, представляет значительную ценность и облегчает ка к изучение Кольского полуострова, так и пра ктиче скую работу в этом пока еще мало исследованном крае.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz