Второй год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчетный сборник колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1924-25 год.- Ленинград : издание Правления Мурманской железной дороги, 1926. - 180 с., [8] л. карт. : ил., табл.

Общий обзор колонизационных работ за 1924—25 год. 1. Организация работы Вся деятельность'М урманской дороги, являющейся „хозяйственным хребтом края ", носит пионерный характер. Основные принципы и очередные задачи этой работы разработаны в книге „Железнодорожная колонизация в Карельско-Мур- манском крае " *) и формулированы в „Тезисах по колонизации", изданных та к­ же отдельной брошюрой . Среди пионерных мероприятий, проводимых дорогой и связанных взаимной зависимостью в целостную систему, особое место занима­ ет колонизационно-переселенческая работа в узком понятии этого термина, вы ­ полняемая Колонизационным Отделом Правления дороги. Существенную особенность этой последней работы составляет особый с п о ­ соб ее финансирования: колонизация производится не на средства, ассигнуемые из государственного бюджета, а на поступления от эксплоатации территории, от­ веденной для этой цели в размере 3.380.000 гектаров. В отличие от земледельческих колонизационных районов, где размеры воз­ можного вселения определяются, главным образом, количеством свободной зем­ ли, являющейся основным средством производства, в Карельско-Мурманском крае, ка к и во всяком районе, где по природным условиям возможна только промыш ­ ленная колонизация с сельским хозяйством— молочным животноводством и о го ­ родничеством,— ка к подсобным занятием, размеры и темп переселения опреде­ ляются потребностью в рабочей силе и зависят от развития промышленности и возникновения новых производств. Переселение, таким образом, составляет лишь служебный элемент в общей системе пионерных мероприятий, направленных к развитию производительных сил района и использованию его природных запасов. Задачей переселенческой работы в первые два года было создание сгуст­ ков населения в ближайш их к железной дороге районах, где зарождается про ­ мышленность и где приток рабочей силы необходим для обслуживания тран­ спорта и развития уже существующих промыслов. За два года работы на колонизационном фонде Мурманской железной до ­ роги водворено, т. е. приступило к хозяйственному устройству, 2.058 человек; Цифра эта, очень небольшая для любого из земледельческих районов, является весьма значительной для первого фазиса промышленной колонизации Карельско- Мурманского края, который в большей своей части — полярный и при-полярный *) Я. М. Арнольдов. „Ж елезнодорож ная колонизация в Карело-Мурманском крае". Изд. Правл. Мурм. ж. д. Л енин град . 1925 г. I 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz