Чиркин, Г. Ф. Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской : его возникновение, развитие и метод работ/ Г.Ф. Чиркин ; Главнаука. - М. ; Л., 1928. - 134,[1] с., [2] л. схем, карт. - (Труды государственного научно-исследовательского института землеустройства и переселения; Т.9).

— 122 — примирившим на общегосударственных и обще народно-хозяйствен­ ных основах краевые интересы, то в практическом применении его этот диалектический процесс усиливается в соответствии с поступательным и ин­ тенсивным развитием работы комбината Мурманской железной дороги и ростом краевой экономики. Рождаются новые интересы, а вместе с ними и новые запросы, усложняющие работу комбината и требующие ее развития: диф­ ференциации и интеграции. На ряду с этим процессом,при построении, рассмотрении и практическом проведении производственных планов комбината, часто возникают трения и недовольства, происходящие на почве своеобразно понимаемых местных интересов, сталкивающихся с комбинатом дороги, как проводником обще­ союзных плановых хозяйственных начал. Отсюда создаются не нужные и вредные для дела трения. Большинство из них вытекает из неправильного противопоставления целям комбината местных интересов, без надлежащей увязки их с общегосударственными нуждами и потребностями. Поэтому, если плановое начало является основой регулирования и стиму­ лирования производства в Союзе вообще, то регулирование и планирование на основе синтеза общегосударственных и краевых запросов таких живых хозяйственных процессов, какие имеют место при осуществлении Мурманской железиой дорогой в колонизуемом крае общегосударственных задач, где заро­ ждается новая жизнь,—актуально необходимо. При выработке проекта Положения о колонизации Карело-Мурманского края было установлено, что согласование деятельности дороги и других ведомств и предприятий осуществляется через Севзапэкосо. Последнее явля­ лось органом с широкими полномочиями и имеет возможность, путем привле­ чения к своей работе целого ряда хозяйственных и вообще различных спе­ циальных органов, направлять в нужную сторону общую их деятельность, как в порядке плановом, так и в порядке контроля и надзора. Севзапэкосо оказывало Мурманской железной дороге в ее колонизационной и культурно- просветительной работе полную поддержку. Эта поддержка выражалась или в содействии в проведении различных мероприятий, или же путрм соответ­ ствующего воздействия на другие ведомства и предприятия. Севзапэкосо, как орган, стоящий выше узко-районных интересов, оценивало их по действи­ тельному значению и подчиняло более широким государственным интересам не только без существенного ущерба для местных нужд, но скорей с поль­ зой для отдельных районов. Для осуществления тех прав, которые в отношении колонизации Карело- Мурманского края присвоены Положением СТО Областному Севзапэкосо, по­ следним, в соответствии с ст. 19 этого Положения, учреждена постоянная Комиссия под именем Колонизационной. В лице этой Комиссии Севзапэкосо получило орган, облегчающий его ра­ боту по данной отрасли. Колонизационная Комиссия стала органом, непосред­ ственно рассматривающим соответствующие вопросы и освещающим их для Севзапэкосо. Вместе с тем, Колонизационная Комиссия облегчила и деятель­ ность Правления Мурманской железной дороги путем жизненного согласования интересов различных ведомств и организаций. Но планирование колонизационной работы в первый период деятельности Колонизационной Комиссии и Севзапэкосо ограничивалось собственно пере­ селенческим делом (сметой и производственным планом одного лишь Коло­ низационного Отдела дороги). Между тем, колонизационная работа дороги интенсивно из года в год развивалась и по линии усиления производства через промышленно-коммерческие предприятия дороги Желлеса и Желрыбы. Но, так как промышленно-коммерческие предприятия дороги действовав не на средства колонизационного фонда, а на кредиты Народного Комисса­ риата Путей Сообщения и средства, привлеченные из-вне комбината дороги

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz