Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю : поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Нордкап, Тронхейм, Стокгольм, Петербург / Евгений Львов ; с рисунками с натуры, исполненными художниками К. А. Коровиным и В. А. Серовым ; дополнено в 2019 году работами художника А. А. Борисова и фотографа Я. И. Лейцингера. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н.,

весьма умного дельца и в то же время доброго патриота Ф. В. Чижов. В 1875 году по инициативе правительства, желавшего способство­ вать развитию промыслов Северного моря, учреждается срочное паро­ ходство по берегам Белого моря, Онежского залива и по Мурманскому берегу в Ледовитый океан до границы нашей с Норвегией, причём Чи­ жов, добровольно приняв на себя учредительство, сделался главным акционером и душою этого предприятия. Вместе с тем им были при­ глашены к участию барон Дельвиг, граф Литке, Мамонтовы и другие сочувствовавшие ему москвичи, между коими и разошлись 462 пая, каждый по 500 руб. (из 616, реализованных до 1882 года). Кроме того, 100 паёв взяло себе министерство финансов. В 1877 году после смерти Ф. В. Чижова часть его паёв перешла к его многочисленным наследникам, другая в количестве 124 паёв сде­ лалась собственностью 4 учебных заведений9. К старым же пайщикам несколько лет спустя присоединился М. И. Кази, коему одна из наслед­ ниц Чижова, ввиду пользы уже тогда приносимой им товариществу, за­ вещала предложить приобрести её паи по их номинальной стоимости. Товарищество приобрело несколько старых пароходов: «Архан­ гельск», «Кемь», «Онегу», на коих и совершало срочные рейсы, полу­ чая субсидию от правительства в количестве 50 тыс. руб. в год. Местная и государственная польза от деятельности товарищества проявилась быстро и наглядно. По отчетам товарищества оказывается, что в семи­ летний период от 1877 по 1883 год (не принимая в соображение пла­ вание на Новую Землю, которое совершается только два раза в год для доставки туда специальных грузов) пассажирское и грузовое движение как на Мурманской, так и на Беломорской линиях почти утроилось. Но вместе с тем личная выручка товарищества, несмотря на замечатель­ ную бессеребрянность и экономию его правления, оказалась весьма проблематичной10. Вдобавок купленные подержанными суда ветша­ ли, в 1887 и 1888 гг. товарищество потеряло два океанских парохода 9 Между прочим, костромской и с.-петербургской мужских гимназий. 10 В течение первых лет делами правления заведывал член его гр. К. Ф. Литке, а затем по выбытии графа товарищество избрало председателем М. И. Кази, вступившего вместо него членом. М. И. Кази и один из членов отказались от всякого содержания, а вознаграждение остального правления равняется всего 3000 руб.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz