Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю : поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Нордкап, Тронхейм, Стокгольм, Петербург / Евгений Львов ; с рисунками с натуры, исполненными художниками К. А. Коровиным и В. А. Серовым ; дополнено в 2019 году работами художника А. А. Борисова и фотографа Я. И. Лейцингера. - Мурманск : ИП Данилова Т. Н.,

отталкиваться шестами, но всё напрасно, так что пришлось выжидать казённый, конвоировавший нас пароходик «Самоед», почему-то запо­ здавший. Наконец показались в синей мгле его огни. Долго не мог он расслышать и понять наши сигналы, долго потом при плачевности лоц­ манов, из коих наш, как говорят, был в подпитии, мы не могли передать каната пароходику-спасателю, у коего, как оказалось потом, у самого показалась в трюме течь; а затем, осилив передачу, мучились и мучили людей, ломая голову, как и к чему прикрепить канат на не имеющем ни­ каких приспособлений «Самоеде». Наконец машинист «Самоеда» ухи­ трился привязать канат к своей машинной оси, и, надрываясь и повёр­ тываясь, стал по течению тащить нас к мели. К утру, наконец, удалось сняться, да и была пора: люди «Николая», помогавшие этому заводкой якоря, выбились из сил, окоченев под дождём и ветром. Министр, всё время в лёгком пальто, не делая никаких замечаний, молча стоял на мостике около М. И. Кази, к счастью для нас, значительно помогшему делу своими компетентными советами. К 6 часам утра мы приблизились к Котласу. Как известно, в декабре прошлого года состоялось Высочайшее соизволение по докладу министра финансов об образовании особой комиссии для рассмотрения вопроса о сооружении железной дороги на Север России. В половине января этого года комиссия собралась и после 14 заседаний пришла к заключению, что из рассмотренных ею четырёх железных дорог: Казань - Котлас, Пермь - Котлас, Волог­ да - Архангельск и Сердоболь* - Кемь - Мурман - все они принесут существенную пользу северному краю, но не могут заменить одна дру­ гую, и потому все должны быть признаны желательными; тем не менее большинство комиссии высказалось о помещении на первую очередь линии Вологда - Архангельск. Кроме того, один из представителей ми­ нистерства финансов д. с. с.4 П. М. Романов, глубоко изучивший во­ прос, высказался во время прений, что линия Вологда - Архангельск хотя и имеет в экономическом смысле не столь важное значение, как линия Пермь - Котлас, которая одна может предоставить выход сибир- 4 Действительный статский советник. - Прим. издателя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz