Арнольдов А. Вторые Дарданеллы: мурм. выход в Европу. Пг., 1922.

— 14 — Метод колонизации и выводы. Вели исходить из чисто хозяйственной точки зрения, то разработка богатств Мурмана есть наиболее экономное разре­ шение вопроса о политическом и экономическом укреплении и развитии края. Реализация богатств края: леса, рыбы, промыш­ ленных минералов и проч. является н е только об'ектом будущего, но есть насущная потребность сегодняшнего дня. Нужно изы­ скать лишь лучший способ организации дела, дабы при тяжелых условиях момента поставить его на правильные рельсы. В этом отношении показателен опыт Канады и Соединенных Штатов, где колонизация проводилась через железные дороги. В условиях Мурманского края все это не только применимо, но и един­ ственно возможно, ибо только Мурманская дорога является единственной базой экономического оживления края. Мурманская дорога, при всех ее недочетах, все таки представляет собой аппа­ рат, оборудованный жилищными помещениями и относительно мощными техническими устройствами. Недаром Комиссия, по поручению Севзапэкосо разрабатывающая доклад к сессии ВЦИК по вопросу о колонизации Мурманского края, приняла точку зрения Правления Мурманской дороги, что единственным стерж­ нем, вокруг которого может итти колонизация, является несом­ ненно Мурманская дорога. Если иге исходить (а иначе нельзя) из того, что Мурманская железная дорога будет в ближайшее время оборудована пристанционными поселками, проведением под‘езд- пых путей, организацией холодных складов и холодного тран­ спорта для доставки рыбы в Петроград, устройством подвижных консервных заводов, и если принять во внимание установление удобного сообщения Петроград-Мурманск (в 57 час. вместо преж- них 86), то надо признать, что это откроет широкий доступ в край всем промышленным организациям для выполнения в нем их задач. Таким образом, не только политическое и стратегическое значение дороги и необходимость развития края,, но и общего­ сударственные экономические нужды требуют укрепления проре­ зывающей его Мурманской дороги и признания целесообразности колонизации края через железную дорогу, которая, не считая себя в данной области государственной работы монопольной, откроет путь всем другим организациям. Первоначальная производственно - колонизационная работа, развитие, хотя и медленное, промышленности края увеличат местные грузы Мурманской дороги, что в сумме с подсобными промыслами делает ее доходной и окупит затраты на нее. Будучи в течение ряда лет дефицитным Государственным предприятием, дорога в настоящем обращает внимание наших органов Внеш­ торга на необходимость отправления через нее ввозных и экспорт

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz