Арнольдов А. Вторые Дарданеллы: мурм. выход в Европу. Пг., 1922.

Первые шаги по использованию белого угля дадут, кроме дешевой двигательной силы, азотную кислоту и азотистое удо­ брение для сельского хозяйства, а насколько это выгодно, видно из примера Западной Европы, где добыча таким путем в 4-х странах—Франции, Германии, Швеции и Норвегии азотистых удобрений была в 1911 году всего 44 тысячи тони, а через 7 лет, в 1918 году, уже свыше миллиона тонн ‘). Наконец, широко потребляющиеся строительные материалы, которые получались из Финляндии, благодаря проведению Мурманской дороги, вполне равной в южной части любой эксплоатацпонной дороге, можно получать из Олонецкого района, чем сполна может быть удовле­ творена внутренняя нужда в них и незачем будет вести разра­ ботку этого рода ископаемых в отдаленных частях Республики, и нести большие транспортные расходы. Мурманская ж. д. с своей стороны принимает меры к ожи­ влению торговли в крае и организует еще в настоящем году ярмарку в Мурманске, которая явится возрождением старинной Кольской ярмарки. Внешторг уже учел экспортные особенности края и им устроена лавка у станции Пулозеро Мурманской ж. д. для обмена па меховые и другие продукты лопарей. Предстоящая ярмарка, которая, по условиям сообщения в этом крае, откроется в середине декабря, положит начало к усилению здешнего соби­ рания экспортных товаров, и прежде всего оленьих шкур и замши, так как на Кольском полуострове находятся обширные оленьи пастбища, дающие возмолшость широкого развития оленеводства с выделкой замши. Наконец, и внешняя торговля неминуемо придет к тому вы­ воду, что вместо пользования услугами Прибалтийских Государств для ввоза и вывоза товаров, развивая за наш счет их порты и пол е з ­ ные дороги, выгоднее пользоваться незамерзающим Мурманским портом с его прямым выходом в океан, не зависящим от добро­ желательства „соседей". Путь из Нью-Йорка к Мурманскому порту короче, чем до Либавы на целые сутки перехода, а путь из Англии, в особен­ ности от северных портов ее, не больше, чем до Либавы и короче чем до Петрограда. Таким образом Мурманский порт не только единственно свободный наш выход в океан, но и самый близкий к Англии, Франции и Америке. Техническое состояние дороги. Технические условия Мурманской ж. д., влияющие на состав и скорость поездов, могут быть охарактеризованы следующим образом: участок Мурманск-Кемь представляет собою линию, на­ скоро протрассированную и далеко не достроенную. Проектные предельные уклоны 0,017 в действительности доходят до 0,027 J) И. С тепанов. Э лектрофикация Р. С. Ф. С. Р. Москва, 1922 г., стр. 78.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz