Леонтьева Т.П. Лингвистические исследования саамского языка в книжной коллекции Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки. VIII Масловские чтения: сборник научных статей, Ч.1 . 2010, с. 51-56.

Т.П. Леонтьева ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СААМСКОГО ЯЗЫКА В КНИЖНОЙ КОЛЛЕКЦИИ МУРМАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ Мурманская государственная областная универсальная научная биб­ лиотека - крупнейшее хранилище материалов о коренном народе Кольско­ го полуострова и источников, опубликованных на диалектах кольских саа­ мов. Начало письменности - особая веха в истории каждого народа, в ис­ тории его культуры. История письменности саамского народа сложилась непросто, в ней существует несколько этапов. В 1880-1890-е гг. для коль­ ских саамов книги издавались на кириллической основе. В 1933 г. был ут­ вержден новый алфавит на основе латиницы. В 1937 г. он был заменен на кириллицу и вышел новый букварь, но в том же году преподавание на са­ амском языке в школах прекратилось. Новый вариант кириллической письменности для кольских саамов в России введен в 1982 г. Был издан букварь для школ, другие детские книги. В 1985 г. издан саамско-русский словарь (кильдинский диалект) под редакцией Р.Д. Куруч. Исторический очерк письменности кольских саамов помещен во втором томе коллективного труда «Письменные языки мира. Языки Рос­ сийской Федерации». Книга содержит социолингвистические портреты малочисленных письменных и бесписьменных языков и описание языков коренных народов РФ. Включает более 20 основных информационных блоков, где даны краткие лингвистические сведения; сведения о письмен­ ности и орфографии, статусе языка; данные по истории развития литерату­ ры; сведения об использовании языка [1]. В книге «Прибалтийско-финские народы», вышедшей в серии «На­ роды и культуры», рассматривается культура саамов с охватом ее различ­ ных аспектов, включая проблемы языкознания. В издание включена глава по истории изучения кольских саамов, в том числе сведения о лингвисти­ ческих исследованиях, проводившихся с древних времен [2]. Сохранению языка саамского народа способствовала научная и про­ светительская деятельность краеведа Алымова Василия Кондратьевича (1883-1938). С 1922 г. исследователь жил в Мурманске, работал заведую­ щим статистическим бюро, председателем плановой комиссии губиспол- кома, директором краеведческого музея. По обвинению в участии в «саам­ ском заговоре» в 1938 г. арестован и расстрелян. В.К. Алымов не был язы­ коведом, но его заслуга в том, что он не только содействовал сохранению самобытности саамов, но и сам выступал в роли исследователя. Им был собран большой словарный материал. Так, в статье «О былом единстве хо­ зяйственного быта “гипербореев” и южан (по поводу некоторых терминов 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz