Нансен, Ф. Среди льдов и во мраке ночи : томы 1 и 2 / Фритиоф Нансен ; пер. с норв. под ред. магистра физики Г. Н. Ковалевского. - Санкт-Петербург : Издание Н. С. Аскарханова, ценз., 1898.- [2], 278, [1] с., [2] л. портр., карт. : ил., портр.

ПРОЩАШЕ СЪ НОРВЕПЕЙ 27 бакъ, видя съ какою легкостью оиѣ тащили насъ двухъ по такой безобразной дорогѣ. Я вернулся на судно, вполнѣ довольный произведеннымъ опытомъ. Упряжь сибирскихъ собакъ чрезвычайно проста: всего лишь веревка или ре­ мень изъ парусины вокругъ спины и брюха животнаго. Вверху веревка укрѣпляется бичевкой, соединенной съ ошейникомъ. Постромка прикрѣплена подъ брюхомъ и про- ходитъ назади междуногами. На другой день (1-го августа) въ Хабаровѣ былъ большой церковный празд- никъ, Ильинъ день. Изъ близкихъ и дальнихъ окрестностей прибыли на оленяхъ самоѣды. Они пріѣхали въ церковь и затѣмъ напиться до полусмерти. Уже съ ранняго утра появились женщины въ лучшихъ яркаго цвѣта платьяхъ. Вотъ, напримѣръ, старый самоѣдъ и молодая стройная дѣвушка привели тощаго оленя, предназначеннаго въ жертву церкви, т. е. старой церкви. Даже въ этихъ да- лекихъ краяхъ существуетъ расколъ; почти всѣ самоѣды этой мѣстности принадле­ жать старой вѣрѣ и ходятъ въ старую церковь. Но изрѣдка они также посѣщаютъ и новую церковь, насколько я могъ понять, для того чтобы не огорчить священ­ ника и Сибирякова. А, быть можетъ, это дѣ- лается для того, чтобы вѣрнѣе обезпечить себѣ царствіе небесное? Сегодня былъ боль­ шой праздаикъ въ обѣ- ихъ церквахъ. Всѣ са- моѣды заходили сначала въ новую церковь, а потомъ отправлялись въ старую. Такъ какъ у раскольниковъ не было своего священника, то сегодня они сложились и предложили священнику новой церкви два рубля за совершепіе богослуженія въ старой церкви, послѣ нѣкотораго размышленія предложеніе это было имъ принято. Въ полиомъ священническомъ облаченіи духовное лицо переступило порогъ старой церкви. Однако воздухъ тамъ былъ настолько спертъ, что я не могъ выстоять болѣе двухъ минутъ и предпочелъ вернуться на судно. Послѣ обѣда начался шумъ и крикъ, и мало-по­ малу становился все сильнѣе. Во время самаго разгара праздника нѣсколько самоѣдовъ, словнобѣшеные, носились на своихъ оленяхъ взадъ и впередъ по равнинѣ. Они не могли yate сидѣть въ саняхъ, а лежали или волочились сзади, и только орали. Мужчины и женщины были безъ исключенія всѣ пьяны и шатались съ мѣста на мѣсто. Одинъ молодой самоѣдъ произвелъ но меня особенно сильное впечатлѣніе. Онъ усѣлся въ сани, ударилъ по оленямъ и сталъ ѣздить какъ сумасшедшій между чумами, поперекъ привязанныхъ собакъ, лисицъ и всего, что ни попадалось на его пути; затѣмъ онъ вывалился изъ саней, съ дикимъ воемъ повисъ на упряжномъ ремнѣ и волочился по песку и глинѣ. Въ это же время зрители, мужчины и жен­ щины, истребляли неимовѣрное количество водки и въ концѣ-концовъ впадали въ безсознательное состояніе. Толькокъ утру шумъ сталъ немного стихать, и мало-по-малу всѣ пьяницы заснули глубокимъ сномъ. На слѣдующій день нельзя былонайти никого для переноски угля,— большинство спало весь день послѣ ночнойпопойки. Намъ пришлось обходиться соб

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz