О природе полярных сияний // Вестник Мурмана. - 1923. - № 47. - С. 7.

№ 47. М У Р М А Н А. 7 между осями— 0 ,55 tn и маломерность шпал 0 ,40 tn и брюзжит... Ведь дело осеннее!., и в заключение нахо- влияние горизонтальной силы значительных размеров, дит, что статья эта „редкий образец беззастенчивости"! Если'бы последней не было то, и очевидно, схода ника- Ну а что-же такое в таком случае — рассуждения же- кого бы не было, и по крайней мере мною бы не ожи- лезнодорожнкка о применении формулы БіеІіГя? Он далось, так как снижение допускает давления линии преду- пишет: „Формула D ie h lV не является функцией скорости" смотренных 2-х tn. Поэтому, как будто, замечание и „позабыв совершенно о таком факторе, как скорость г. Контага о том, что вот, мол, элементы-это те же движения, он, автор, нашел возможным свести все ре- остались, а поезда-то ходят— направлено не по адресу, шенае вопроса к неудачному исследованию формулы, Можно предположить, что явления, сопровождавшие которую он, невидимому, не понимает и т. д. “ . В своей крушение, были таковы: при контр-даре паровоз, под статье я ссылался на труд проф. Одпенгейма, помещен- влиянием такой резкой перемены хода, получил перегруз ный в № 2 8— 24 журнала „Техника и Экономики", и на одну из 5 осей, этот перегруз усилен еще был прежде, чем критиковать, г. Железнодорожник обязан насевшим составом, следствием чего был сход передней ознакомиться с этим трудом. Между прочим в своей нары колес, с неизбежными засим последствиями под статье №ч 2 8 —24 „Техники и Экономики" проф. влиянием кинетической энергии поезда = 2200 tnmt К,. А. Опденгейм *) пишет, после сравнения формулы (в предположении V — \ 1,7 mt/ck при числе ваго- Diehl's со своей прежней формулой: „подобная сходи- нов = 20). мость результатов дает мне основание высказать поло­ Допустим перегруз в 2,5 Р , где Р статическое давле- жение, что оси с давлением, определенным по стати- ние оси паровоза (13 tn), что не будет преувеличением, ческой формуле D и полученной мною на основании так как уже при пучинах Петров допускает перегруз формулы Г)і,°1і‘1я могут двигаться с любой скоростью, в 2,13 Р, Тогда получим превышение действительного если они относятся к пассажирским паровозам и со давления в 19 tn, что вместе с понижением доп. давле- скоростью не ^ > 5 0 верст в час, если они относятся к ния в 1 ,6 tn даст 2 0 , 6 tn = ЮО°/0. Откуда видим, паровозам товарным". Г. железнодорожник не мог что вина их не будет превышать 1— 2°/0 и по сравне- не ознакомиться с этим положением, выдвинутым не нию с виной машиниста ( ^ > 9 0 °/0)—ничтожная мною, и только, очевидно, совсем особый род мыслей a R Оговариваюсь, что это одно из возможных решений. Грубый мог толкнуть его на такую „критику". Откуда-то подсчет проделан мною только для примера, чтобы взял q = 30 ,89 tnmt. Это вес погонного метра рельса показать как можно притти к результатам, диаметрально типа IYa в tnmt? 2000 в формуле ІЗіеЬГя считает как противоположным г. Контагу. коэффициент упругости стали и железа, тогда как это В заключение не могу не "'указать на то обстоятель- ни что иное, как переводный коэффициент, а именно: ство, что мои критики почему-то полагают, и видят в затронутых мною лишь вопросах— вполне конкретно определяющееся и практически оформившиеся предло­ жения. Это, конечно, не так. И в статье своей я ука­ зывал, что мною только этот вопрос „затронут", а не предназначен к перепечатке в инструкции и рассылке по линии. А между тем, возьмите критику некоего же­ лезнодорожника, помещенную в № 42 „Вестника Мур- мана“. Тут также резкости не меньше К о н т а г о в с к о й ._________ ' Трезвон критики не г. Железнодорожнику просто не- і) На странице 353, в статье: „Новая формула д м определения понятна статья, фразы отдельные обозначения и он допускаемого на рельс давления". формула D ieh l;fi(p) = q то для допускаемого давле­ ния у колеса в килограммах переводя же в тонны допускаемого давления уже не на колесо а на ось, получим: ( .Pkgmу' VТош/ 9 - Фамильцев. -—<35 Оприроде полярных сияний. Как известно, северные и южные области земли, лежащие за 40 параллелями в сторону полюсов, посе­ щаются своеобразными световыми явлениями — поляр­ ными сияниями, или— в зависимости от полушарий—юж­ ными и северными; на нашем севере эти сияния полу­ чили народное название сполохов. Жителям европей­ ского севера, в том числе и населению Мурманского берега и всего Кольского полуострова, хорошо знакомы эти сияния, так как в этих широтах северные сияния случаются особенно часто. Сказочная красота, разно­ образие форм, различная продолжительность, неодина­ ковая окраска и яркость наблюдаемых северных сияний заставляли, вероятно, не одного мурманца задуматься над сущностью и причинами появления их. Постоянные проявления таких сияний на природных северян,—раз­ личные племена, населяющие северные области Европы, Азии и Америки,— действовали своеобразно. Не будучи в состоянии узнать природу полярных сияний и доискаться причин, их вызывающих, прими­ тивные северные народы придавали этим явлениям ре­ лигиозное значение, связывая происхождение их с дея­ тельностью божественных духов, в таком изобилии насе­ ляющих нотустороннай мир. Отсюда различного рода предания и сказания о божественных причинах, вызы­ вающих ‘северные сияния. Но пытливая, до чрезвычай­ ности, мысль европейского человека и упорная научная работа целого ряда ученых, направленная на выяепеиие природы полярных сияний, привели к тому, что в на­ стоящее время естественная природа, т. е. обусловленная физико-химическими законами сущность их, очевидна для всякого мало-мальски образованного человека. Правда, у нас еще нет неоспоримых утверждений о том, что северные сияния вызываются именно теми, а не дру­ гими причинами, об этом говорит хотя бы тот факт, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz