Карелия и Мурман на экране // Вестник Карело-Мурманского края. - 1924. - № 7. - С. 10-12.
ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. 1і № 7. товаров н соседние места, а равно и выте кающая отсюда возможность развития контра банды. В данном случае эти опасения отпа дают. ГІо воде легко регулировать вывоз из порта, что же касается до суши, то колоссаль ный по размерам Кольский полуостров, на севере коего расположен Мурманский порт, насчитывает свыше 13 миллионов десятин, на коих проживает постоянно менее 20 тысяч населения, да около 3 тысяч приходит еже годно на рыбные промыслы. Таким образом, плотность населения составляет (даже с приш лыми) менее 0,18 человек на квадратную вер сту. При таких условиях, конечно не прихо дится думать о какой-либо охране террито рии порто-франко. Далее, прилегающая не посредственно к Кольскому полуострову Ка рельская ССР числит население всего в 200.000 душ, то есть 1,0 чел. на квадратную версту, причем расстояние по железной доро ге от Мурманска до крупнейшего по значению и количеству населения на всем протяжении Мурманской ж. д. пункта—Петрозаводска (на считывающего по переписи 1920 г. всего 19.274 душ) составляет без малого тысячу верст. Отсюда ясно, насколько неосновательны какие-либо опасения но поводу просачивания беспошлинных товаров из Мурманска. Но вы годы. могущие быть достигнутыми благодаря установлению в Мурманске порто-франко чрез вычайно обширны. Прежде всего следует за метить, что город Мурманск совершенно не оборудован и не обустроен, в нем отсутствуют рестораны, разного рода увесели тельные места и т. п., что является необхо димою и вполне понятною потребностью для команд прибывающих в порт судов и что, по некоторым отзывам, влияет даже на увеличе ние в настоящее время фрахтов на Му рманск, вследствие неохоты и даже нежелания судо вого персонала заходить в Мурманский порт, не могущий представить никакого развлечения после скучного и продолжительного морского перехода. Равным образом, на повышение если не фрахтов, то вообще накладных рас ходов внешнего товарообмена через Мурманск влияет долгий простой в нем судов, вслед ствие недостаточной оборудованное™ порта погрузочио - выгрузочными приспособлениями, пакгаузами и пр. Нет никакого сомнения, что установление в Мурманске порто-франко, при влекая туда разного рода товар, притянет также и предпринимателей для обстройки го рода, оборудования порта, сооружения скла дов и элеваторов и пр. Далее, возможность беспошлинного получения всех необходимых для рыбной ловли материалов- судов, сетей, крючков, тары и пр. несомненно будет спо собствовать развитию и расширению рыбных промыслов в крае и началу в нем консервного дела. Все это, взятое вместе, в связи с воз можным расширением границ для прибываю щих в Мурманский іюрт и перевозимых далее из него по железной дороге товаров, вызовет неизбежно усиление перевозок по Мурманской дороге и тем самым поможет ей улучшить свое финансовое хозяйство вообще, а в част ности—собственные рельсовые пути. Мало того, можно думать, что и специально пони женные для Мурманского порта железнодорож- работы не было— и такую плясовую выделы вают, что никак не удержишься. Так и есть! Не г лтерпел! Ноги сами собой коленце отколе л, и пошли, и пошли— и в присядку, и с г портом, и так, и этак... хой народ на Мурмане!.. Бытовой элемент вкраплен в картин} не значительно, но поскольку основная ценность ее заключается в агитационно-производствен ном значении, нельзя не согласиться с пра вильностью взгляда, отодвигающего быт на второіі план. С внешней стороны картина изобилует целым рядом заснятых при удачном и вы годном освещении пейзажей, которые издавна создали репутацию «Русской Швейцарии». Особенный интерес должна представлять панорама, снятая с вершины Хибинских гор. Для с ‘емки этого панорамного вида руково дителем с ‘емкн и оператором был совершен нод'см на Хибины, потребовавший 8 часов безостановочного вкарабкивания на кручи, прыжков через расселины и т. и. приемов, типичных для большого горного путешест вия. Далее, заснято несколько солнечных за ходов на фоне пейзажей редкой красоты. Вообще, красоты, которыми так изобилует наш Север и которые так мало известны широким массам, использованы в полной мере и доставят немало приятного изумления всем тем, кто привык думать о Севере, как о сплошной унылой тундре, изредка скромно расцвеченной кустиками морошки и клюквы. Заснятые экспедицией водопады Кивач, Гирвас и Иорпорог, помимо чисто внешнего эффекта, являют собой поучительный эконо- мически-агитационный момент. Перед зрителем, повергая его в изумле ние своим величием, пройдут массы устрем ляющейся в бешеном беге воды, низвергаю-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz