Карелия и Мурман на экране // Вестник Карело-Мурманского края. - 1924. - № 7. - С. 10-12.

ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. 1і № 7. товаров н соседние места, а равно и выте­ кающая отсюда возможность развития контра­ банды. В данном случае эти опасения отпа­ дают. ГІо воде легко регулировать вывоз из порта, что же касается до суши, то колоссаль­ ный по размерам Кольский полуостров, на севере коего расположен Мурманский порт, насчитывает свыше 13 миллионов десятин, на коих проживает постоянно менее 20 тысяч населения, да около 3 тысяч приходит еже­ годно на рыбные промыслы. Таким образом, плотность населения составляет (даже с приш­ лыми) менее 0,18 человек на квадратную вер­ сту. При таких условиях, конечно не прихо­ дится думать о какой-либо охране террито­ рии порто-франко. Далее, прилегающая не­ посредственно к Кольскому полуострову Ка ­ рельская ССР числит население всего в 200.000 душ, то есть 1,0 чел. на квадратную версту, причем расстояние по железной доро­ ге от Мурманска до крупнейшего по значению и количеству населения на всем протяжении Мурманской ж. д. пункта—Петрозаводска (на­ считывающего по переписи 1920 г. всего 19.274 душ) составляет без малого тысячу верст. Отсюда ясно, насколько неосновательны какие-либо опасения но поводу просачивания беспошлинных товаров из Мурманска. Но вы­ годы. могущие быть достигнутыми благодаря установлению в Мурманске порто-франко чрез­ вычайно обширны. Прежде всего следует за­ метить, что город Мурманск совершенно не оборудован и не обустроен, в нем отсутствуют рестораны, разного рода увесели­ тельные места и т. п., что является необхо­ димою и вполне понятною потребностью для команд прибывающих в порт судов и что, по некоторым отзывам, влияет даже на увеличе­ ние в настоящее время фрахтов на Му рманск, вследствие неохоты и даже нежелания судо­ вого персонала заходить в Мурманский порт, не могущий представить никакого развлечения после скучного и продолжительного морского перехода. Равным образом, на повышение если не фрахтов, то вообще накладных рас­ ходов внешнего товарообмена через Мурманск влияет долгий простой в нем судов, вслед­ ствие недостаточной оборудованное™ порта погрузочио - выгрузочными приспособлениями, пакгаузами и пр. Нет никакого сомнения, что установление в Мурманске порто-франко, при­ влекая туда разного рода товар, притянет также и предпринимателей для обстройки го­ рода, оборудования порта, сооружения скла­ дов и элеваторов и пр. Далее, возможность беспошлинного получения всех необходимых для рыбной ловли материалов- судов, сетей, крючков, тары и пр. несомненно будет спо­ собствовать развитию и расширению рыбных промыслов в крае и началу в нем консервного дела. Все это, взятое вместе, в связи с воз­ можным расширением границ для прибываю­ щих в Мурманский іюрт и перевозимых далее из него по железной дороге товаров, вызовет неизбежно усиление перевозок по Мурманской дороге и тем самым поможет ей улучшить свое финансовое хозяйство вообще, а в част­ ности—собственные рельсовые пути. Мало того, можно думать, что и специально пони­ женные для Мурманского порта железнодорож- работы не было— и такую плясовую выделы­ вают, что никак не удержишься. Так и есть! Не г лтерпел! Ноги сами собой коленце отколе л, и пошли, и пошли— и в присядку, и с г портом, и так, и этак... хой народ на Мурмане!.. Бытовой элемент вкраплен в картин} не­ значительно, но поскольку основная ценность ее заключается в агитационно-производствен­ ном значении, нельзя не согласиться с пра­ вильностью взгляда, отодвигающего быт на второіі план. С внешней стороны картина изобилует целым рядом заснятых при удачном и вы­ годном освещении пейзажей, которые издавна создали репутацию «Русской Швейцарии». Особенный интерес должна представлять панорама, снятая с вершины Хибинских гор. Для с ‘емки этого панорамного вида руково­ дителем с ‘емкн и оператором был совершен нод'см на Хибины, потребовавший 8 часов безостановочного вкарабкивания на кручи, прыжков через расселины и т. и. приемов, типичных для большого горного путешест­ вия. Далее, заснято несколько солнечных за­ ходов на фоне пейзажей редкой красоты. Вообще, красоты, которыми так изобилует наш Север и которые так мало известны широким массам, использованы в полной мере и доставят немало приятного изумления всем тем, кто привык думать о Севере, как о сплошной унылой тундре, изредка скромно расцвеченной кустиками морошки и клюквы. Заснятые экспедицией водопады Кивач, Гирвас и Иорпорог, помимо чисто внешнего эффекта, являют собой поучительный эконо- мически-агитационный момент. Перед зрителем, повергая его в изумле­ ние своим величием, пройдут массы устрем­ ляющейся в бешеном беге воды, низвергаю-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz