Карелия и Мурман на экране // Вестник Карело-Мурманского края. - 1924. - № 7. - С. 10-12.

ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. № 7. могущественному собрату — Ленинградскому предстоит громадная и чрезвычайно важная для хозяйства севера задача—оттянуть от Рижскою, Либавского и Виндавского портов настолько большое количество грузов, что оно превышает во много раз приемную и отпуск­ ную способность обоих названных портов республики. При таких условиях, конечно, не приходится говорить о соперничестве Ленин­ града и Мурманска, а единственно об их согласованной работе, в целях сосредоточения в собственных северных портах СССР воз­ можно больших по размеру операций по внеш­ ней торговле страны. Итак, широкое развитие деятельности Мур­ манского порта и возможно, и желательно. Содействовать такому развитию могут, как мы видели, преимущественно транспортные и таможенные льготы; помехою же является малая оборудованное^ порта, а равно и сла­ бая сравнительно пропускная и провозная способность ведущей к нему железной дороги, северный, прилежащий к Мурманску, участок может пропускать теперь 90 вагонов в сутки и правлением Мурманской ж. д. принимаются экстренные моры для развития путей там для возможности оборота шести пар товарных поездов, то есть—до 120 ваг., а с улучше­ нием пути и применением более мощных па­ ровозов, к чему также приняты меры — и больше. Не может подлежать сомнению, что при современном положении хозяйства и финансов СССР на оборудование Мурманского порта и улучшение Мурманской железной дороги сред­ ства из государственного казначейства в зна­ чительных размерах отпущены быть не могут. 0 другой стороны, плачевное положение всей сети рельсовых путей Союза настойчиво тре ­ бует не снижения, а повышения железно­ дорожных тарифов, к каковому и будет, по- видимому. пристуилено в самом близком вре­ мени. Да и вообще было бы весьма затрудни­ тельно ожидать каких-либо дальнейших по­ нижений провозных ставок для Мурманской ж. д., где именно в этой области сделано чрезвычайно много. Остается только одна область льгот, применяемая частью и теперь в Мурманском порту—это понижение таможен­ ного обложения прибывающих или вывозимых через Мурманский порт товаров. Здесь воз­ можно идти дальше и. как кажется, без осо­ бенно крупных жертв государственного казна­ чейства. Каков бы ни был в настоящее время грузооборот Мурманского порта, можно с пол­ ною уверенностью сказать, что таможенные по нему поступления весьма невелики, в осо­ бенности если уменьшить их на стоимость содержания в Мурманске всего таможенного аппарата. Посему, едва ли могут быть выста­ влены особенные возражения против полной отмены всяких таможенных обрядностей и сбо­ ров в Мурманском порту и установления там порто-франко- притом с возможно широким обозначением границ территории, ва которую могут привозиться прибывающие через Мур­ манский порт товары беспошлинно. Одним из самых серьезных возражений к установлению порто-франко является, обычно, трудность охраны границ отделяемой для беспошлин­ ного ввоза товаров местности и забота о не- просачивании из нее дешевых заграничных Карелия и Мурман на экране- Закончила свои работы экспедиция Сев- запкино, сделавшая ряд с ‘емок в Карелии и на Мурмане. Базой для экспедиции служил вагон, пре­ доставленный Правлением Мурманской ж. д. На протяжении от Мурманских Ворог до Мурманска заснято все, имеющее какой-либо интерес, как на линии самой дороги, так и в полосе ее пролегания. Результаты с ‘емки обещают дать картин \ исключительной красоты и небывалого ин­ тереса. Экспедицией заснят ряд моментов работы по достроііке дороги, работы Кондопожского строительства, пневматической буровой стан­ ции. При с ‘емкс двух последних сюжетов, в целях возможно большего оживления картины в смысле внешности, было заснято несколь­ ко чрезвычайно эффектных взрывов, произ­ веденных в непосредственно-опасной близо­ сти от оператора. М. Гора со строящимся при ней посел­ ком имени т. Дзержинского дала для кар­ тины много ценного и убедительного, что заставит воочию судить, как идет колониза­ ционная работа. В Мурманске экспедиция засняла, межд} прочим, работу порта. Перед зрителем прой­ дет прибытие иностранного парохода в порт, привал к стенке, открытие люков, все де­ тали разгрузочной работы и, наконец, отвод маневровым паровозом вагона, груженого хлопком, на станцию. Здесь же картина дает характерный бы­ товой штрих. Кончилась погрузка. Пальцы, только что цепко державшие и ворочавшие многопудо­ вые кипы хлопка, начинают перебирать кла­ виши незамысловатой гармошки. Разошлись, разбежались пальцы—будто и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz