Мурманск // Вестник Карело-Мурманского края. - 1924. - № 1. - С. 23-24.

№ 1. ВЕСТНИК КАРЕЛО МУРМАНСКОГО КРАЯ. 23 чею не только посадку деревьев п устройство са­ дов. Эти дни посвящаются всем тем работам, ка­ кие только могут быть проведены в пользу леса, очистка его от валежника, осушка, борьба с вр е ­ дителями из растительного и животного мира и т д. Всякая работа, могущая принести ту или и ную пользу для леса, не должна быть забытой в эти дни, все, что можно сделать для улучшения насаждений, для отдельных районов или посадок в дни и недели леса, следует выполнить, попятно, чем больше таких рабѵг будет сделано, тем лучше. В отношении Мурманской жел. дор. нам хо­ телось здесь отметить одну важную работу, ко­ торую желательно было бы выполнить в дни или недели леса. Те, кому приходилось проезжать по линии нашей дороги, вероятно обращали внима­ ние на ужасную засоренность непосредственно при­ легающих к линии лесов, даже полоса отчужде­ ния в большинстве случаев представляет собою лесную заросль, сильно засоренную и лишенную настоящей деловой растительности. Эта засорен­ ность сказывается в том, что на каждом шагу ва­ ляются части деревьев, сучья и даже целые де­ ревья с сохранившимися сучьями. Последние чаще всего являются результатом лесных пожаров, имев­ ших место у самой ж-дор. линии. Таким образом, в полосе отчуждения, и срачу же за нею, в лесу, накопилось огромное количество старой сухой дре­ весины, либо гниющей и засоряющей насаждения, либо, что еще хуже, высохшей, и представляющей благоприятную для огня почву. В последнем слу­ чае создается слишком очевидная опасность для массовых лесных пожаров в ближайшее летнее время. Надо ли говорить о тех убытках и опусто­ шениях, какие приносят лесные пожары государ­ ственному хозяйству. Если же принять во внима­ ние, что топливом для паровозов являются дрова гл. обр сосновые, дающие значительную искри­ стость, то опасность лесных пожаров, при суще­ ствующем состоянии полосы отчуждения и приле­ гающих к ней лесов, становится прямо угрожаю­ щей и неизбежной. Наиболее неблагополучным в этом отношении, следует признать участок от М. Горы до Канда­ лакши, здесь на всем почти протяжении на отчу­ жденной полосе накопилось такое количество го­ рючих материалов, что приходится даже удивлять­ ся, откуда набралось столько валежника и сухостоя. Для работ в дни леса устранение этой опас­ ности является наиболее подходящей и желатель­ ной работой. Правда, для очистки прилегающей к ж. д. полосы нужны срочные и специальные ме­ роприятия соответствующих органов дороги, з а ­ трата не малых денежных средств и т. д По все же и силами рабочих и служащих дороги можно кое что сделать, помня, что каждая освобожденная от сухостоя и валежа верста вдоль пути умень­ шает значительно возможность лесного пожара. Поэтому для таких работ следует устанавливать специальные дни или даже недели, в которые то или иное количество часов посвящается соответ­ ствующим уборочным работам. Лесничества и лесоводы в этом отношении дол­ жны опираться на местные жел. дор. организации, клубы, месткомы и т. п. Эти последние подготов­ ляют жел. дор, население, ведут пропаганду и нужную для этого организацию. В назначенные дни вся масса служащих и рабочих данной стан­ ции по указаниям лесной администрации отправ­ ляется на ближайший участок пути для выполне­ ния самой работы. Руководство подобными рабо­ тами может быть с успехом проведено службою Пути, ее местными представителями. Во всяком случае проводя день леса или несколько таких дней подряд (неделю), необходимо предварительно подготовить ісацр участников, путем информации и соответствующей агитации среди местнаго насе ­ ления. А это, как мы уже сказали, лучше всего может быть выполнено местными культурно-про­ светительными или профессиональными организа­ циями. Дни леса под тем углом зрения, какой намечен выше, необходимо провести па линии дороги по возможности на всех станциях. Чем скорее такие дни будут проведены, тем больше леса, главного государственного богатства на севере, будет сохра­ нено. а тем самым мы сможем уменьшить хотя бы и в незначительной мере современные хозяйствен­ ные недостатки. А. X. г. Мурманск. Мурманск едва ли не единственный город в Республике, на котором не лежит печати русской старины. Под'езжая к нему, или смотря на него с окружающих город тесным кольцом гор, вы не видете ни зеленых или голубых куполов церквей, ни высоких каменных домов среди массы деревян­ ных дсмиков, пи традиционных рыночных рядов; даже неизменной каменной высокой тюрьмы на окраине города по видно здесь. Среди деревянных приземистых домиков, н а северной окраине громоздящихся друг на друга, а на остальной площади котловины занимаемой Мур­ манском, разбросанных беспорядочными группами с пространствами не застроенных и даже не осво­ божденных от пней площідей, не видно ни одного деревца, а ведь все это место где горные хребты, сжимавшие Кольский залив, отошли далеко в сто­ рону, было покрыто лесом. Только у восточной окраины занимаемой городом котловине сохрани­ лась небольшая площадь мелкого березняка. • Разбросанные там и здесь деревянные домишки слободского или деревенского типа, три четыре крупных деревянных здания городского типа, ряды бараков, сколоченных из досок и иногда обитых с наружи толем, там и здесь ряды складов англий­ ского образца с полуовальными, крытыми железом крышами, склады русск. типа с толевыми крышами внизу у порта двумя длинными причалами вдав­ шегося в залив, три, четыре корпуса заграничных больших пароходов около причалов и несколько мелких судов ближе к берегу и длинные ряды ва­ гонов на путях по всему протяжению берега зали­ ва и в порту—вот все что видит глаз туриста смотрящего на Мурманск с вершины гор, окружаю­ щих его с севера востока и юга. Пустые площади среди построек, лавки торгов­ цев, одиночками разбросанные в центре города, придают ему вид только еще строющегося поселка. Площадь города изрезана по направлению к заливу рядом оврагов, берега которых своим бес­ порядочным видом неприятно поражают приезже­ го. Огородов нет, или ьернее они так редки и незначительны по занимаемой площади, что приез­ жий их не замечает; но зато нельзя не заметить большого количества разгуливающих между пост­ роек свиней, коз, лошадей и иногда коров, много видимо держат и кур.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz