Мурманск // Вестник Карело-Мурманского края. - 1924. - № 1. - С. 23-24.

ВЕСТНИК КАРЕЛО МУРМАНСКОГО КРАЯ- № 1. Через горный хребет, расположенный, к северу от города ясно виден издали опоясывающий его не большой песчаный вал, который тянется от вер­ шины до подошвы гор—это водопровод железной дороги, подающий воду из расположенного на воз­ вышенном плато этих гор значительного озера. В Мурманске насчитывают с приезжими рабо­ чими до 5.000 чел. 400 жилых помещений, но част­ ных домов из них не более 100. Лучшие торговые заведения принадлежат железнодорожному ТПО, Жел-рыбе, и местным госорганам: Госторгу, Цент­ росоюзу, Откомхозу, много лавок и частных тор­ говцев. Но во всем городе только одна доступная рабочим столовая—это ТПО. Среди населения г. Мурманска большинство русских, но много корейцев, китайцев, татар, фин­ нов; лопарей в летнее время в городе не видно; бросается в глаза - отсутствие среди постоянных жителей евреев. В городе издается газета „Полярная Правда% живой и для такого отдаленного угла, бедного культурными силами, бойкий орган. Театра в Мур­ манске нет. Кино-театр работает с перерывами. Общественная жизнь в Мурманске развита, часты собрания в Доме просвещения, работа среди ра­ бочих масс ведется, коллектив сильный и много­ численный; дружно откликнулись рабочие и слу­ жащие на Ленинский призыв. Средства города ничтожны, не смотря на то, что все, что можно обложить налогом, обложено. И надо сказать, что это налоговое бремя тяжело для обывателя и отбивает охоту обзаводиться до­ рого стоющей в Мурманске постройкой собствен­ ных домов. Поэтому частное строительство о гр а ­ ничено. Так как жилищный кризис переяшвается остро, то приходится учреждениям прибегать к постройке ведомственных домов. Тип большинства построек барачный, легкий, зимою, хотя морозы и редко бывают свыше 20%, ветры быстро выбивают тепло из таких жилищ. Потребность в топливе большая. Приезжему в Мурманск бросается в глаза ожив­ ленная работа порта, около которого гудят паро­ возы, двигаются составы поездов, около причалов дымятся трубы пароходов. В самом порту быстро идет разгрузка и погрузка, снуют грузчики. Они самые разгульные, и самые богатые по получаемому заработку в городе люди, но капитаны иностран­ ных пароходов хорошо отзываются о темпе и ка ­ честве их работы. В начале июня шла разгрузка хлопка и угля и заканчивалась погрувка хлебных экспортных продуктов. По Мурманску более, чем по какой либо иной станции, можно заметить, как постепенно креп­ нет работа Мурманской дороги и приобретает все большее государственное значение. Ф. Бский. Колонизация района Мурм ж. д, Работы колонизационного Отдела дороги на местах в полном ходу По линии землеотводные и мелиоративные работы производятся в 5 пунктах: ст. ст. раз. Белый, Лоухи, Чупа, Сегежа и М. Гора. На некоторых пунктах тотчас же производит за­ селение отведенных земель колонистами, напр, раз. Белый, где сделано заявок на 10 семейств. Вновь водворяющимся поселенцам, местными аген­ тами по колонизации выдаются строительные ма­ териалы и оказывается всяческая помощь по по­ стройке. Мелиоративными работами будет захваче­ но более 1000 дес. болотных почв. Осушка и обра­ ботка болот даст новый запас возможных для засе­ ления земель. Среди колонистов в северной половине Каре­ лии, преобладают карельские крестьяне из южных районов. Эта категория колонистов приезжает на новые места с значительным хозяйственным обза­ ведением: скотом, инвентарем и проч Большим подспорьем для вновь поселяющихся, является рост лесных заготовок Лесным отд. доро­ ги, в районах отведенных ей для экгплоатацин. Эти же причины вызвали оживление на некоторых станциях, т. н. для переработки заготовляемой древесины в Хибинах пущен в ход лесопильный завод. К сожаленью приходится отметить, что лесные заготовки истекшей зимы носили довольно арх и- ческий характер. Ревизорами и лесной инспекцией отмечены безхозяйственность в заготовках, остав­ ление слишком высоких пней до 2 арш , заготов­ ка маломерных, 3-4 вер., бревен и нек. др. Все же заготовки в бассейне оз. Имандра и по системе р. Туломы могут быть развиты до крупных промыш­ ленных размеров, Гіо мере увеличения здесь насе­ ления лесному делу здесь несомненно предстоит большая будуш,иост ь. К числу работ проводимых Кол. От. следует отнести обследования и изыскания по р. Туломе производимые особой партией приступившей к ра­ боте в 20 числах июня. Недостатки торговли. Кооперативная и государственная торговля долж­ на обслуживать население таким образом, чтобы предоставить ему как можно больше выгод и сбе­ режений, охраняя для этого потребителя от част­ ных торговцев Гб этом теперь много говорят и пишут в газетах. Но на Мурм. дор. дело с торгов­ лей не всегда обстоит благополучно. Есть у нас на дороге два торгово-промышленных учреждения ТП.О. ц „Шелрыба", оба имеют свои магазины на большинстве станций, торгуют, снабжают железно­ дорожное население, иногда даже в кредит. Но усановленных, незыблемых принципов для своих операций они повидимому не имеют. Прежде всего продажа Т.П.О. пива и др. алкогольных напитков Торговля ими приняла угрожающий для железно­ дорожного населения характер, опасность грозит и здоровью и бюджету железнодорожников, не в меньшей мере нарушаются общественное спокой­ ствие и семейный быт. Правда, скажут нам, ни кто железнодорожника не заставляет пропивать свой заработок. Но ведь это старая, слишком ста­ рая отговорка. Нам кажется следует учитывать все то из чего складывается человек и его жизнь, а как всем известно в жизни людей имеется слиш­ ком много слабых сторон, которые без обществен* ного воздействия разростаются чудовищные, ги­ бельные и социально опасные пороки. Поэтому, борьба с пьянством и гл. обр. с пропиванием сво­ его заработка, своего благополучия и т. п. являет­ ся необходимейшей задачей нашего времени. Сле­ довательно и Т.П.О. Мурм. ж. д. нужно пересмот­ реть свою торговую программу по пунктам, касаю­ щимся торговли алкогольными напитками. Необхо­ димо как то выйти из круга разрастаюіцего на линии пьянства. Эта необходимость в такой же острой форме стоит и перед ДКелрыбой", ибо и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz