Мурманск // Вестник Карело-Мурманского края. - 1924. - № 1. - С. 23-24.
ВЕСТНИК КАРЕЛО МУРМАНСКОГО КРАЯ- № 1. Через горный хребет, расположенный, к северу от города ясно виден издали опоясывающий его не большой песчаный вал, который тянется от вер шины до подошвы гор—это водопровод железной дороги, подающий воду из расположенного на воз вышенном плато этих гор значительного озера. В Мурманске насчитывают с приезжими рабо чими до 5.000 чел. 400 жилых помещений, но част ных домов из них не более 100. Лучшие торговые заведения принадлежат железнодорожному ТПО, Жел-рыбе, и местным госорганам: Госторгу, Цент росоюзу, Откомхозу, много лавок и частных тор говцев. Но во всем городе только одна доступная рабочим столовая—это ТПО. Среди населения г. Мурманска большинство русских, но много корейцев, китайцев, татар, фин нов; лопарей в летнее время в городе не видно; бросается в глаза - отсутствие среди постоянных жителей евреев. В городе издается газета „Полярная Правда% живой и для такого отдаленного угла, бедного культурными силами, бойкий орган. Театра в Мур манске нет. Кино-театр работает с перерывами. Общественная жизнь в Мурманске развита, часты собрания в Доме просвещения, работа среди ра бочих масс ведется, коллектив сильный и много численный; дружно откликнулись рабочие и слу жащие на Ленинский призыв. Средства города ничтожны, не смотря на то, что все, что можно обложить налогом, обложено. И надо сказать, что это налоговое бремя тяжело для обывателя и отбивает охоту обзаводиться до рого стоющей в Мурманске постройкой собствен ных домов. Поэтому частное строительство о гр а ничено. Так как жилищный кризис переяшвается остро, то приходится учреждениям прибегать к постройке ведомственных домов. Тип большинства построек барачный, легкий, зимою, хотя морозы и редко бывают свыше 20%, ветры быстро выбивают тепло из таких жилищ. Потребность в топливе большая. Приезжему в Мурманск бросается в глаза ожив ленная работа порта, около которого гудят паро возы, двигаются составы поездов, около причалов дымятся трубы пароходов. В самом порту быстро идет разгрузка и погрузка, снуют грузчики. Они самые разгульные, и самые богатые по получаемому заработку в городе люди, но капитаны иностран ных пароходов хорошо отзываются о темпе и ка честве их работы. В начале июня шла разгрузка хлопка и угля и заканчивалась погрувка хлебных экспортных продуктов. По Мурманску более, чем по какой либо иной станции, можно заметить, как постепенно креп нет работа Мурманской дороги и приобретает все большее государственное значение. Ф. Бский. Колонизация района Мурм ж. д, Работы колонизационного Отдела дороги на местах в полном ходу По линии землеотводные и мелиоративные работы производятся в 5 пунктах: ст. ст. раз. Белый, Лоухи, Чупа, Сегежа и М. Гора. На некоторых пунктах тотчас же производит за селение отведенных земель колонистами, напр, раз. Белый, где сделано заявок на 10 семейств. Вновь водворяющимся поселенцам, местными аген тами по колонизации выдаются строительные ма териалы и оказывается всяческая помощь по по стройке. Мелиоративными работами будет захваче но более 1000 дес. болотных почв. Осушка и обра ботка болот даст новый запас возможных для засе ления земель. Среди колонистов в северной половине Каре лии, преобладают карельские крестьяне из южных районов. Эта категория колонистов приезжает на новые места с значительным хозяйственным обза ведением: скотом, инвентарем и проч Большим подспорьем для вновь поселяющихся, является рост лесных заготовок Лесным отд. доро ги, в районах отведенных ей для экгплоатацин. Эти же причины вызвали оживление на некоторых станциях, т. н. для переработки заготовляемой древесины в Хибинах пущен в ход лесопильный завод. К сожаленью приходится отметить, что лесные заготовки истекшей зимы носили довольно арх и- ческий характер. Ревизорами и лесной инспекцией отмечены безхозяйственность в заготовках, остав ление слишком высоких пней до 2 арш , заготов ка маломерных, 3-4 вер., бревен и нек. др. Все же заготовки в бассейне оз. Имандра и по системе р. Туломы могут быть развиты до крупных промыш ленных размеров, Гіо мере увеличения здесь насе ления лесному делу здесь несомненно предстоит большая будуш,иост ь. К числу работ проводимых Кол. От. следует отнести обследования и изыскания по р. Туломе производимые особой партией приступившей к ра боте в 20 числах июня. Недостатки торговли. Кооперативная и государственная торговля долж на обслуживать население таким образом, чтобы предоставить ему как можно больше выгод и сбе режений, охраняя для этого потребителя от част ных торговцев Гб этом теперь много говорят и пишут в газетах. Но на Мурм. дор. дело с торгов лей не всегда обстоит благополучно. Есть у нас на дороге два торгово-промышленных учреждения ТП.О. ц „Шелрыба", оба имеют свои магазины на большинстве станций, торгуют, снабжают железно дорожное население, иногда даже в кредит. Но усановленных, незыблемых принципов для своих операций они повидимому не имеют. Прежде всего продажа Т.П.О. пива и др. алкогольных напитков Торговля ими приняла угрожающий для железно дорожного населения характер, опасность грозит и здоровью и бюджету железнодорожников, не в меньшей мере нарушаются общественное спокой ствие и семейный быт. Правда, скажут нам, ни кто железнодорожника не заставляет пропивать свой заработок. Но ведь это старая, слишком ста рая отговорка. Нам кажется следует учитывать все то из чего складывается человек и его жизнь, а как всем известно в жизни людей имеется слиш ком много слабых сторон, которые без обществен* ного воздействия разростаются чудовищные, ги бельные и социально опасные пороки. Поэтому, борьба с пьянством и гл. обр. с пропиванием сво его заработка, своего благополучия и т. п. являет ся необходимейшей задачей нашего времени. Сле довательно и Т.П.О. Мурм. ж. д. нужно пересмот реть свою торговую программу по пунктам, касаю щимся торговли алкогольными напитками. Необхо димо как то выйти из круга разрастаюіцего на линии пьянства. Эта необходимость в такой же острой форме стоит и перед ДКелрыбой", ибо и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz