Таалэ. Письмо с Мурмана // Вестник Мурмана. - 1923. - № 15. – С. 2-5.

2 В Е С Т Н И К № 15 ^„ям иітг-г ■■ — I-ІЧ' М " ч —у— ;*-'~тд-гл»гт;гтугГи^^«иа№-^«;Адж.---:з::тмя,-;-о-:хт.-ж аа:'Д1,'.|,;т!:«г.- -яг.гиготт^ -m» чт ■■ г. — _:s^. Увдечение иди экономический раечет? (Окончание *). На организацию промышленности, хотя бы на пер­ вый период в скромных размерах. Мурманской железной дороге нужны средства. Потом эти средства будут по­ лучаться от эксплоатации тех природных богатств, ко­ торые были бы ей предостав іены именно с этой целью в виде помощи от государства. Но на первый органи­ зационный период средства нужны наличные. Где же их взять? Очевидно, остается надежда па государственные рессурсы и хотя „об этом пока откровенио не пишут", как замечает JI. Гершанович, но все же это надо ска­ зать определенно. Только не потому, что отпадают рас­ четы па высокие лесные доходы (в этом месте Л. Гер­ шанович решительно впал в недоразумение: расчет Мур­ манской дороги на лесные доходы приближается скорей к той самой действительной цифре, которую и дает Л. Гершанович), а потому, что до получения этих до­ ходов необходима известная подготовительная работа. Во всяком случае Мурманская ж. д. отлично сознает, что па значительные средства рассчитывать нельзя. Но при этом само собой разумеется, что и масштаб работ должен быть на первых порах не большим— таким, ко­ торый будет соответствовать полученным средствам. Однако же, в целях возможно большего развития про­ мышленности и через это возможно большего увеличения производительности края, желательно сразу поставить *) См. № 14 „Бестшік Муряаиа". Письмо е Мурмана^ Год прошел с тех пор, как судьба забросила меня из страны вечно-голубого неба, апельсин и роз в страну по­ лярной ночи, северного сияния, снега и льда. Надо сознаться, что дорожные сборы совершались не без тайной тревоги: „Не погибну ли там без солнца? Не разучусь ли говорить по-человечески'1. Я заготовил целую гору теплых вещей и всевозможных продуктов. Знакомые и друзья поддерживали мои тайные страхи всевозможными рассказами о жизни крайнего Севера. — Там , брат, волки прямо в дом приходят. — Махорки побольше возьми. Там, ведь достать негде. Курение помогает от тоски. ' — Что махорки, выразил другой:— самое главное— хлеб. Возьми пудиков 15 , наряд же дадут. — Мыла не забудь, а то „блондиночки заласкают". У них, как и у меня от школьных занятий по географии врезались в память слова учителя о севере, сопровождае­ мые широким небрежным жестом по карте северной России. „Это— полярная полоса с Лапландским полуостровом. Область— мало исследованная, почва болотистая, климат холодный, солнца совсем нет. Единственное освещение „Северное сияние". Население— лопари, занимающиеся рыб­ ной ловлей, звероловством. Растительности почти никакой1*. И рисовался мне север России, выкрашенный на карте в ровный зеленый цвет, дикой холодной пустыней, обитае­ мой медведями, волками и звере-подобными людьми (такими я рисовал себе лопарей). К а к и все мальчишки, я в детстве мечтал о путеше­ ствиях по Австралии, о геройских подвигах в степях Аме ­ рики, но в голову не приходило, что когда-нибудь в Жизни надо будет посмотреть дикий север родной земли. дело по возможности шяроко, имея и виду в соответ­ ствии со сказанным выше, что чем шире масштаб про­ мышленной работы, чем больше для пес привлекается в район рабочей силы, тем значительнее оседание в крае отслаивающихся из ее среды элементов. Поэтому в до­ полнение к тем средствам, которые может выделить или получить па колонизационно - промышленную работу Мурманская железная дорога, к тем средствам, которые, может быть, найдет нужным и возможным вложить в дело и Карельская Трудовая Коммуна (при сотрудни­ честве и участии в работе, конечно, и ее органов),— вполне целесообразно и мыслимо привлечь частный к а ­ питал, не исключая даже и иностранного. Эга последняя мысль совершенпо определенно выражена в подготови­ тельных работах Комиссии Севзаиэксосо перед рассмо­ трением им вопроса о колонизации Карельско-Мурман­ ского края. Но в этом направлении надежды дей­ ствительно нельзя считать твердо определявшимися, что отмечается автором рассматриваемой статьи, и с чем пишущему эти строки согласиться тем более легко, что в свое время им печатно высказывалась мысль, близкая к этой. Она была формулирована так: идея привлечения иностранного капитала, рас­ сматриваемая в плоскости экономической государ­ ственной выгодности, является не столь благоприятной, как это может показаться на первый взгляд. Иностран­ ные капиталисты будут иметь па первом плане, конечно, У ж такова человеческая натура: что просто, близко и возможно, нас не привлекает. Богатство под самым носом, но мы его не замечаем, а в поисках уносимся за десятки тысяч верст... Сборы в дорогу были, наконец, закончены. Солидный багаж в 40 пудов был сдан малой скоростью. Сам я сел в пассажирский поезд. Странное чувство волновало меня. Мне казалось, что я вижу в последний раз ІІитер, который теперь почему-то вдруг стал дорогим, яркое солнышко, голубое небо (была середина августа) и в последний раз слышу человеческую речь. Провожающие всячески меня ободряли, говоря, „что чорт не так страшен, как его малюют11. В каждом слове была затаенная жалость ко мне. П о ­ гибнет, мол, там, и куда это его Аллах несет.-1 Я старался быть веселым, беспечным, но это плохо вы­ ходило. Наконец, третий звонок прекратил мучительное для уезжающего и провожающих положение. Вслед за ним раздался свисток главного кондуктора, ответный свисток машиниста и поезд тронулся. Позади остались вокзал, люди, шум, а там, что даст судьба. Устроившись удобно на плацкартном месте, стал раз­ глядывать соседей. На нижней полке лежала девушка, лет 2о, видимо, рабочая. На верхней—молодой человек н е ­ определенной профессии. После первой возни с вещами наступило короткое молчание, а потом начались разговоры, знакомства. Были такие, как я, которые ехали впервые, но были и такие, которые уже служили на линии. Новички, естественно, расспрашивали последних об условиях жизни и работы на Мурмане.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz