Таалэ. Письмо с Мурмана // Вестник Мурмана. - 1923. - № 15. – С. 2-5.
№ 15. М У Р М А Н А. исключительно свои выгоды и положительное влияние их на промышленное развитие Севера в интересах рус ского государственного хозяйства "может проявиться разве только случайно, вскользь ]). Но высказывая та кой взгляд, мы тогда же признавали, что привлечение иностранного капитала для промышленной работы на Севере с точки зрення интересов колонизации при со временных условиях приходится признать все-таки воз можным и желательным. Мы отмечали только, что, привлекая иностранный капитал, нужно иметь в виду не столько изучение вопроса о том, что мы можем дать капиталу, сколько определение того, что мы от вла дельца капитала должны потребовать, раз он найдет выгодным направить свой капитал на промышленную работу в России. На этой точке зрения стоит, сколько известно, теперешняя наша политика в отношении к иностранному капиталу. Ясно, что, поскольку капитал будет обнаруживать „стремление к открытому (и даже скрытому Н. О.) грабежу земель с богатыми запасами сырья“ , постольку его участие в промышленной работе на Мурмане должно быть и будет отвергнуто. Но с другой стороны, поскольку иностранный капитал все более и более проявляет тенденцию птти в промышлен ную работу в России — а это для знакомого с эконо мической прессой теперь ясно, — постольку улучшаются перспективы его использования для развития промышлен ности в сграпе и в частности на Мурмане с наиболь шей выгодой для государственного хозяйства. С такими J) См. мою книгу „Очередные колонизационные задачи на Се вере Европейской России", изд. Северн. Колон. Экспедиции НКЗ, 1922 г. Петроград. Стр. 1, (j2, 73. предпосылками на привлечение иностранного капитала, как одну из мер к скорейшему развитию колониза ционно-промышленной работы в Карельско-Мурманском крае можно не только „кивать", как это делают, по мнению Л. Гершановича, „иные публицисты из Вест- ника“ , но определенно указывать. Так, можно установить, что принципы, положенные в основу колонизационных планов Мурманской желез ной дороги, должны быть признаны правильными и со ответствующими реальным— не только местным, но и общегосударственным условиям. Теперь остается рассмотреть последний вопрос: может ли оправдаться возможным результатом колони зационной работы Мурманской железной дороги предо ставляемая ей помощь в виде территории в 3 миллиона десятин. Если ставить этот вопрос в форме категори ческого требования дать точное определение актива и пассива намеченного предприятия, то, конечно, дорога будет бессильна ответить на этот вопрос. И не дорога только, а какое бы ни было другое учреждение, как бы оно ни специализировалось в колонизационном деле. На совещании - съезде по вопросам колонизации Севера в 1919 году в Москве пишущему эти строки пришлось выступить с обширным докладом об органи зации обследонаний для выработки колонизационного плана для Севера Европейской России. Признавая, что для целесообразп >й постановки и продуктивности коло низационной работы, надо учесть, по возможности, полно и точно экономическую обстановку н экономический эффект этой работы, мы тогда же отмечали, что этот путь сложный и длительный. Все, что возможно быстро Молодой человек оказался конторщиком товарной кон торы в Мурманске, а д евушка— рабочая Службы Пути в Сороках. — Я в Мурманске жив у 5 лет и не намерен его поки нуть,— заявил мой сосед на верхней полке:—нет лучшего угла. Заграничные пароходы привозят все, что душе угодно. Есть театр, клуб, ресторан. — К а к , и театр есть в Мурманске?!— удивился я. — А вы, что думали?—обиделся сосед. Я, конечно, ничего не мог сказать в мое оправдание. — Самое интересное начнется иосле Петрозаводска. Завтра будем там. Все расскажу. Ведь я знаю край, как спои пять цалъцев. А пока— спокойной— ночи, сказал Мур- манец и повернулся лицом к стене. — Вы до какой станции?—осведомилась девушка. — Д о Мурманска,— ответил я. — У нас в Сороке хорошо,— с видимым удовольствием заявила девушка. . — Станция богатая? — Большая. Село есть, там много лавок. Все можно достать, как в ІІитере. В вагоне стало все темнее и все тише. Проводник за жег в фонаре свечу. Кое-где раздавался храп. ■ Поезд мчался мимо сонных деревень, замедляя кое-где ход. • В моих мыслях был невероятный хаос, который никак не мог привести в порядок. Впечатлений дня было так много... На другой день проснулся довольно поздно. Поезд стоял на станции Сорока. Девушка , собрав свои вещи, простилась и ушла. Сорока имеет большую будущность, сказал мурманский конторщик, мой добровольный чичероне. Верст 20 в сторону есть залежи серебра. Я обратил внимание на ряд красных вагонов, где на белом квадрате красовалась надпись: „Дезинфекционный поезд Мурманской жел. дор.“ „ Блондиночки" не заласкают", успокоился я. Раздался звонок. Пассажиры спешили в вагоны. Новый паровоз уносил нас все дальше в неведомую, но безу словно интересную даль. А мой чичероне добросовестно исполнял свои обязан ности. —- Вот Кемь— на реке того ж е названия, которую вели чают матерью рек Архангельской Карелии. Река Кемь берет свое начало в Финляндии, в оз. Наоманго. — Станция Кереть. Смотрите, какая она красивая, а в 30 верстах от станции богатое и большое село того ж е названия, через которое протекает река Кереть, богатая жемчугом. — Ч у па. В четырех верстах так называемая Чупа— при стань у губы Белого моря. К пристани причаливают океанские корабли. Чупа имеет большую будущность. Она будет большим промышленным центром. Местность чрезвы чайно живописная. Климат сухой. Цветет черемуха, малина. Скоро Чупа превратится в „Северную Ял т у ", появятся живописные дачки, санатории, рестораны, пляж- И как раньше считалось модным ездить на Кавказ, так лет через ю — 15 будет считаться модным ездить в Чупу. — Какой вы энтузиаст!— вырвалось у меня, — Я верю в великое будущее Мурмана. Вы помните Кавказ? Давно ли он считался диким, страшным, куда посылали для отбываниа наказания? А теперь? Поезд замедлил ход. — Вот и Полярный Круг. Мы вступили в полярную полосу— сказал мой попутчик. Я вышел на станцию. День был теплый, а небо не то бирюзовое, не то сине-розовое. Лучи послеобеденного солнца золотили верхушки сосен на горе, железнодорожные по- г * * *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz