Таалэ. Письмо с Мурмана // Вестник Мурмана. - 1923. - № 15. – С. 2-5.

№ 15. М У Р М А Н А. исключительно свои выгоды и положительное влияние их на промышленное развитие Севера в интересах рус­ ского государственного хозяйства "может проявиться разве только случайно, вскользь ]). Но высказывая та­ кой взгляд, мы тогда же признавали, что привлечение иностранного капитала для промышленной работы на Севере с точки зрення интересов колонизации при со­ временных условиях приходится признать все-таки воз­ можным и желательным. Мы отмечали только, что, привлекая иностранный капитал, нужно иметь в виду не столько изучение вопроса о том, что мы можем дать капиталу, сколько определение того, что мы от вла­ дельца капитала должны потребовать, раз он найдет выгодным направить свой капитал на промышленную работу в России. На этой точке зрения стоит, сколько известно, теперешняя наша политика в отношении к иностранному капиталу. Ясно, что, поскольку капитал будет обнаруживать „стремление к открытому (и даже скрытому Н. О.) грабежу земель с богатыми запасами сырья“ , постольку его участие в промышленной работе на Мурмане должно быть и будет отвергнуто. Но с другой стороны, поскольку иностранный капитал все более и более проявляет тенденцию птти в промышлен­ ную работу в России — а это для знакомого с эконо­ мической прессой теперь ясно, — постольку улучшаются перспективы его использования для развития промышлен­ ности в сграпе и в частности на Мурмане с наиболь­ шей выгодой для государственного хозяйства. С такими J) См. мою книгу „Очередные колонизационные задачи на Се­ вере Европейской России", изд. Северн. Колон. Экспедиции НКЗ, 1922 г. Петроград. Стр. 1, (j2, 73. предпосылками на привлечение иностранного капитала, как одну из мер к скорейшему развитию колониза­ ционно-промышленной работы в Карельско-Мурманском крае можно не только „кивать", как это делают, по мнению Л. Гершановича, „иные публицисты из Вест- ника“ , но определенно указывать. Так, можно установить, что принципы, положенные в основу колонизационных планов Мурманской желез­ ной дороги, должны быть признаны правильными и со­ ответствующими реальным— не только местным, но и общегосударственным условиям. Теперь остается рассмотреть последний вопрос: может ли оправдаться возможным результатом колони­ зационной работы Мурманской железной дороги предо­ ставляемая ей помощь в виде территории в 3 миллиона десятин. Если ставить этот вопрос в форме категори­ ческого требования дать точное определение актива и пассива намеченного предприятия, то, конечно, дорога будет бессильна ответить на этот вопрос. И не дорога только, а какое бы ни было другое учреждение, как бы оно ни специализировалось в колонизационном деле. На совещании - съезде по вопросам колонизации Севера в 1919 году в Москве пишущему эти строки пришлось выступить с обширным докладом об органи­ зации обследонаний для выработки колонизационного плана для Севера Европейской России. Признавая, что для целесообразп >й постановки и продуктивности коло­ низационной работы, надо учесть, по возможности, полно и точно экономическую обстановку н экономический эффект этой работы, мы тогда же отмечали, что этот путь сложный и длительный. Все, что возможно быстро Молодой человек оказался конторщиком товарной кон­ торы в Мурманске, а д евушка— рабочая Службы Пути в Сороках. — Я в Мурманске жив у 5 лет и не намерен его поки­ нуть,— заявил мой сосед на верхней полке:—нет лучшего угла. Заграничные пароходы привозят все, что душе угодно. Есть театр, клуб, ресторан. — К а к , и театр есть в Мурманске?!— удивился я. — А вы, что думали?—обиделся сосед. Я, конечно, ничего не мог сказать в мое оправдание. — Самое интересное начнется иосле Петрозаводска. Завтра будем там. Все расскажу. Ведь я знаю край, как спои пять цалъцев. А пока— спокойной— ночи, сказал Мур- манец и повернулся лицом к стене. — Вы до какой станции?—осведомилась девушка. — Д о Мурманска,— ответил я. — У нас в Сороке хорошо,— с видимым удовольствием заявила девушка. . — Станция богатая? — Большая. Село есть, там много лавок. Все можно достать, как в ІІитере. В вагоне стало все темнее и все тише. Проводник за­ жег в фонаре свечу. Кое-где раздавался храп. ■ Поезд мчался мимо сонных деревень, замедляя кое-где ход. • В моих мыслях был невероятный хаос, который никак не мог привести в порядок. Впечатлений дня было так много... На другой день проснулся довольно поздно. Поезд стоял на станции Сорока. Девушка , собрав свои вещи, простилась и ушла. Сорока имеет большую будущность, сказал мурманский конторщик, мой добровольный чичероне. Верст 20 в сторону есть залежи серебра. Я обратил внимание на ряд красных вагонов, где на белом квадрате красовалась надпись: „Дезинфекционный поезд Мурманской жел. дор.“ „ Блондиночки" не заласкают", успокоился я. Раздался звонок. Пассажиры спешили в вагоны. Новый паровоз уносил нас все дальше в неведомую, но безу­ словно интересную даль. А мой чичероне добросовестно исполнял свои обязан­ ности. —- Вот Кемь— на реке того ж е названия, которую вели­ чают матерью рек Архангельской Карелии. Река Кемь берет свое начало в Финляндии, в оз. Наоманго. — Станция Кереть. Смотрите, какая она красивая, а в 30 верстах от станции богатое и большое село того ж е названия, через которое протекает река Кереть, богатая жемчугом. — Ч у па. В четырех верстах так называемая Чупа— при­ стань у губы Белого моря. К пристани причаливают океанские корабли. Чупа имеет большую будущность. Она будет большим промышленным центром. Местность чрезвы­ чайно живописная. Климат сухой. Цветет черемуха, малина. Скоро Чупа превратится в „Северную Ял т у ", появятся живописные дачки, санатории, рестораны, пляж- И как раньше считалось модным ездить на Кавказ, так лет через ю — 15 будет считаться модным ездить в Чупу. — Какой вы энтузиаст!— вырвалось у меня, — Я верю в великое будущее Мурмана. Вы помните Кавказ? Давно ли он считался диким, страшным, куда посылали для отбываниа наказания? А теперь? Поезд замедлил ход. — Вот и Полярный Круг. Мы вступили в полярную полосу— сказал мой попутчик. Я вышел на станцию. День был теплый, а небо не то бирюзовое, не то сине-розовое. Лучи послеобеденного солнца золотили верхушки сосен на горе, железнодорожные по- г * * *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz