Таалэ. Письмо с Мурмана // Вестник Мурмана. - 1923. - № 15. – С. 2-5.
2 В Е С Т Н И К № 15 ^„ям иітг-г ■■ — I-ІЧ' М " ч —у— ;*-'~тд-гл»гт;гтугГи^^«иа№-^«;Адж.---:з::тмя,-;-о-:хт.-ж аа:'Д1,'.|,;т!:«г.- -яг.гиготт^ -m» чт ■■ г. — _:s^. Увдечение иди экономический раечет? (Окончание *). На организацию промышленности, хотя бы на пер вый период в скромных размерах. Мурманской железной дороге нужны средства. Потом эти средства будут по лучаться от эксплоатации тех природных богатств, ко торые были бы ей предостав іены именно с этой целью в виде помощи от государства. Но на первый органи зационный период средства нужны наличные. Где же их взять? Очевидно, остается надежда па государственные рессурсы и хотя „об этом пока откровенио не пишут", как замечает JI. Гершанович, но все же это надо ска зать определенно. Только не потому, что отпадают рас четы па высокие лесные доходы (в этом месте Л. Гер шанович решительно впал в недоразумение: расчет Мур манской дороги на лесные доходы приближается скорей к той самой действительной цифре, которую и дает Л. Гершанович), а потому, что до получения этих до ходов необходима известная подготовительная работа. Во всяком случае Мурманская ж. д. отлично сознает, что па значительные средства рассчитывать нельзя. Но при этом само собой разумеется, что и масштаб работ должен быть на первых порах не большим— таким, ко торый будет соответствовать полученным средствам. Однако же, в целях возможно большего развития про мышленности и через это возможно большего увеличения производительности края, желательно сразу поставить *) См. № 14 „Бестшік Муряаиа". Письмо е Мурмана^ Год прошел с тех пор, как судьба забросила меня из страны вечно-голубого неба, апельсин и роз в страну по лярной ночи, северного сияния, снега и льда. Надо сознаться, что дорожные сборы совершались не без тайной тревоги: „Не погибну ли там без солнца? Не разучусь ли говорить по-человечески'1. Я заготовил целую гору теплых вещей и всевозможных продуктов. Знакомые и друзья поддерживали мои тайные страхи всевозможными рассказами о жизни крайнего Севера. — Там , брат, волки прямо в дом приходят. — Махорки побольше возьми. Там, ведь достать негде. Курение помогает от тоски. ' — Что махорки, выразил другой:— самое главное— хлеб. Возьми пудиков 15 , наряд же дадут. — Мыла не забудь, а то „блондиночки заласкают". У них, как и у меня от школьных занятий по географии врезались в память слова учителя о севере, сопровождае мые широким небрежным жестом по карте северной России. „Это— полярная полоса с Лапландским полуостровом. Область— мало исследованная, почва болотистая, климат холодный, солнца совсем нет. Единственное освещение „Северное сияние". Население— лопари, занимающиеся рыб ной ловлей, звероловством. Растительности почти никакой1*. И рисовался мне север России, выкрашенный на карте в ровный зеленый цвет, дикой холодной пустыней, обитае мой медведями, волками и звере-подобными людьми (такими я рисовал себе лопарей). К а к и все мальчишки, я в детстве мечтал о путеше ствиях по Австралии, о геройских подвигах в степях Аме рики, но в голову не приходило, что когда-нибудь в Жизни надо будет посмотреть дикий север родной земли. дело по возможности шяроко, имея и виду в соответ ствии со сказанным выше, что чем шире масштаб про мышленной работы, чем больше для пес привлекается в район рабочей силы, тем значительнее оседание в крае отслаивающихся из ее среды элементов. Поэтому в до полнение к тем средствам, которые может выделить или получить па колонизационно - промышленную работу Мурманская железная дорога, к тем средствам, которые, может быть, найдет нужным и возможным вложить в дело и Карельская Трудовая Коммуна (при сотрудни честве и участии в работе, конечно, и ее органов),— вполне целесообразно и мыслимо привлечь частный к а питал, не исключая даже и иностранного. Эга последняя мысль совершенпо определенно выражена в подготови тельных работах Комиссии Севзаиэксосо перед рассмо трением им вопроса о колонизации Карельско-Мурман ского края. Но в этом направлении надежды дей ствительно нельзя считать твердо определявшимися, что отмечается автором рассматриваемой статьи, и с чем пишущему эти строки согласиться тем более легко, что в свое время им печатно высказывалась мысль, близкая к этой. Она была формулирована так: идея привлечения иностранного капитала, рас сматриваемая в плоскости экономической государ ственной выгодности, является не столь благоприятной, как это может показаться на первый взгляд. Иностран ные капиталисты будут иметь па первом плане, конечно, У ж такова человеческая натура: что просто, близко и возможно, нас не привлекает. Богатство под самым носом, но мы его не замечаем, а в поисках уносимся за десятки тысяч верст... Сборы в дорогу были, наконец, закончены. Солидный багаж в 40 пудов был сдан малой скоростью. Сам я сел в пассажирский поезд. Странное чувство волновало меня. Мне казалось, что я вижу в последний раз ІІитер, который теперь почему-то вдруг стал дорогим, яркое солнышко, голубое небо (была середина августа) и в последний раз слышу человеческую речь. Провожающие всячески меня ободряли, говоря, „что чорт не так страшен, как его малюют11. В каждом слове была затаенная жалость ко мне. П о гибнет, мол, там, и куда это его Аллах несет.-1 Я старался быть веселым, беспечным, но это плохо вы ходило. Наконец, третий звонок прекратил мучительное для уезжающего и провожающих положение. Вслед за ним раздался свисток главного кондуктора, ответный свисток машиниста и поезд тронулся. Позади остались вокзал, люди, шум, а там, что даст судьба. Устроившись удобно на плацкартном месте, стал раз глядывать соседей. На нижней полке лежала девушка, лет 2о, видимо, рабочая. На верхней—молодой человек н е определенной профессии. После первой возни с вещами наступило короткое молчание, а потом начались разговоры, знакомства. Были такие, как я, которые ехали впервые, но были и такие, которые уже служили на линии. Новички, естественно, расспрашивали последних об условиях жизни и работы на Мурмане.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz