Свод памятников Мурманской области / Ком. по культуре и искусству Мурм. обл., Мурм. обл. центр по сохранению ист.-культур. наследия Мурм. обл. - [2-е изд., испр. и доп.]. - Мурманск : Милори, 2012. - 60 с. : ил., карты.

Английский истребитель Хаукер «Харрикейн», восстановленный макет объект культурного наследия регионально­ гозначения распоряжение Администрации Мурманской областиот 11.10.1993№349 1941-1945 п. Сафоново, Музей ВВС Северногофлота Памятник военной техники времен Второй мировой войны. Английский истребитель Хаукер «Харрикейн» - первый истребитель, полученный советской авиацией по ленд-лизу. Первые 39 истребителей прибыли на Северный флот в сентябре 1941 года. Лётчики 151-го авиакрыла Королевских ВВС Великобритании, базировавшегося на аэродроме Ваенга, передавали самолёты авиации Северно­ го флота и участвовали в совместных боевых действиях. «Харрикейн ИВ» стал одним из самых массовых истребителей, применявшихся в Заполярье и Карелии в 1942 году. В этот период почти все истребительные авиаполки как в составе авиации Северного флота, так и в военно- воздушных силах Карельского фронта, имели на вооружении этот тип истребителя. Самолёты этого типа воевали на Крайнем Севере и в Карелиидо середины 1944 года. Экспонируемый в музее самолёт был найден в 1981 году на п-ове Рыбачем. В том же году был восстановлен под руководством капитана АР.Гребенюка. МБР-2 (Морской ближний разведчик). Макет. объект культурного наследия регионально­ гозначения распоряжение Администрации Мурманской областиот 11.10.1993№349 1936-1945 п. Сафоново, МузейВВС Северногофлота Памятник военной техники времен Второй мировой войны. Строившиеся в период 1934-1940 гг. морские ближние разведчики МБР-2 до 1943 года были основными гидросамолетами Военно-Морского Флота и гражданской авиации. В 1936 году МБР-2 Памятник военной техники времен Второй мировой войны Ил-4 (ДБ-ЗФ) - основной дальний бомбарди­ ровщик советских Военно-Воздушных Сил периода Великой Отечественной войны. На Севере Ил-4 использовались в течение всей войны в качестве торпедоносцев, фронтовых и дальних бомбардировщиков. Летом 1941 года на Мурманском направлении действовали Ил-4 из состава 80-го бомбардировочного авиаполка. В сентябре в состав авиации Северного флота вошло звено торпедоносцев - 3 самолёта Ил-4, прибывших с Балтики. Всего в составе ВВС Северного флота в период 1941-1944 г . в боевых действиях участвовало 49 бомбардировщиков Ил-4. Во время прохождения союзных конвоев задействовались подразделения Ил-4 авиации дальнего действия резерва Главного Командова­ ния Красной Армии. Во время Петсамо-Кир- кенесской наступательной операции были задействованы 60 бомбардировщиков Ил-4 113-ой авиадивизии. Як-9, вариант разведчика, макет объект культурного наследия регионально­ гозначения распоряжение Администрации Мурманской области от 11.10.1993№349 1943-1945 п. Сафоново, МузейВВС Северногофлота Памятник военной техники времен Второй мировой войны. Як-9, созданный в конце 1942 года, стал самым массовым истребителем советских Военно-Воздушных Сил периода Великой Отечественной войны. С 1943 года самолёты Памятник военной техники времен Второй мировой войны. Скоростной бомбардировщик СБ выпускался в 1936-1941 гг. В начале Великой Отечественной войны в Карелии и Заполярье СБ был основным типом бомбардировщика. 24 скоростных бомбардиров­ щика различных модификаций находились в составе авиации Северного флота и более 70 - в составе военно-воздушных сил Карельского фронта. Бомбардировщики СБ вели активные боевые действия до конца 1942 года, когда на вооружение стали поступать более совершенные самолеты Пе-2 и Бостон А-20. Отдельные машины до конца войны в Заполярье входили в состав разведывательных эскадрилий 7-й Воздушной армии. Экспонируемый в Музее ВВС Северного флота СБ-2 был восстановлен из частей трёх самолетов, найденных в 1979-1980 гг. на территории Кольского полуострова. Самолет Ил-2 объект культурного наследия регионально­ гозначения распоряжение Администрации Мурманской областиот 11.10.1993№349 1941-1945 п. Сафоново, Музей ВВССеверногофлота стали первыми самолётами создававшихся военно-воздушных сил Северного флота. Гидросамолеты МБР-2 из состава 118-го разведы­ вательного авиаполка военно-воздушных сил Северного флота с первых дней войны активно применялись как на морских коммуникациях противника, так и на сухопутном фронте (на Мурманском направлении), в качестве разведчи­ ка и ночного бомбардировщика. В годы войны в составе ВВС Северногофлота в общей сложности действовало 88 морских ближних разведчиков модификации МБР-2-бис. Экспонируемый в Музее ВВС Северного флота МБР-2 был восстановлен из частей самолётов, найденных в 1981 году в 15 км к северо-западу от п. Поной. Бомбардировщик ИЛ-4 объект культурного наследия регионально­ гозначения распоряжение Администрации Мурманской областиот 11.10.1993№349 1941-1945 п. Сафоново, Музей ВВССеверногофлота этого типа состояли на вооружении истребитель­ ных авиаполков ВВС Северного флота 7-й Воздушной армии и 12-й истребительной авиадивизии ПВО, защищавшей воздушное пространство в районеМурманска. Экспонируемый в Музее ВВС Северного флота самолёт модификации Як-9Р воевал в Белоруссии. После восстановления на Клевском заводе был передан Лютежским музеем в Музей ВВС Северногофлота. СБ- бомбардировщик объект культурного наследия регионально- гозначения распоряжение Администрации Мурманской областиот 11.10.1993№349 1941-1945 п. Сафоново, МузейВВС Северногофлота

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz