Путевые впечатления // Вестник Мурмана. - 1923. - № 26. - С. 15.

18 В Е С Т Н И К № 26. нам кристаллы красного альмандина. Можпо думать, что дальнейшее исследование края обнаружило бы и медные и сребро-свипцовые руды, о нахождении которых не­ далеко от Медвежьей горы говорит нам народная легенда. Если природа нашего дальнего севера и скудна своею захудалой растительностью, если весь этот край лишен уюта земледельческого быта, требующего здесь особо благоприятных условий для его насаждения, то горная промышленность края несомненно может внести в него недостающую ему поэзию. Можно думать, что население, склонное здесь ко всему таинственному и изобилующее всевозможными „колдунами" и „чародеями’4, охотно откликнется на поэзию камня, которая, несомненно, все ярче и ярче будет им осознаваема по мере развития в крае горной промышленности. Камни вообще склонны создавать милые и, невинные суеверия, которые скрашивают серую буд­ ничную жизнь, занятого тяжелым трудом населения. Иван Грозный был уверен, что красный яхонт, к ко­ торому относится и наш русский гранат, „врачует сердце, С ТЛ мозг, силу и память человека . Б старинных русских лечебниках яхопт защищал человека о т , страшных снов и т. д. Горнопромышленникам фантазия идет только в прок, повышая их интерес к делу, а горным делом завлекались обычно незаурядные люди, так как оно особепно требует размаха, инициативы и бесстрашия. Я не останавливался на описаниях наблюдавшихся нами в изобилии и закрепленных за •Горно-Промышленным Товариществом месторождений шпата и кварца. Этих месторождений в крае достаточное количество и разра­ ботка их чрезвычайно немногосложна. Во всяком случае Мурманская жел. дорога сделала великое дело, вступив на путь пионерства в нашей северной горнопромышлен­ ности. Кроме дохода от продажи самых продуктов раз­ работки, дорога но своему ^монопольному положению в крае получит большой доход от совершаемых по пей перевозок тяжелого камня. Поэтому дороге не прихо­ дится бояться конкуренции в горной промышленности. Больше того, она должна приветствовать развитие этой промышленности, на путь которой с открытием Чупин- ских промыслов вступила и Карельская Трудовая Ком­ муна, так как, кроме увеличения перевозок по дороге, она будет способствовать промышленной и вместе с нею и земледельческой колонизации края. Вместе с тем, подлежащая развитию в крае горная промышленное так несложна в техническом отношении, так невелика себестоимость разработки горных пород, расположенных вблизи самой дороги, что успех предприятия при ра­ зумном и хозяйственном ведении дела и при его рас­ ширении вдвойне обеспечен. Конечно, неразумно было бы сразу ожидать золотых гор от молодого предприятия. Недаром почти каждое предприятие при своем возникно­ вении еще в мирное время в самых цивилизованных странах переживало период „детских болезней", кото­ рый в среднем определялся сроком около 3 лет. Можно думать, что Мурманское Горно-Промышленное Товари­ щество по сравнительно благоприятным условиям разви­ вающейся его жизни сумеет совершенно избежать этой длительной детской болезни, так как оно осуществляет самую простую производственную задачу, в которой не­ гостеприимный дальний Север, пересекаемый Мурманской жел. дорогой, показывает себя самым щедрым и пре­ данным другом человека. I I Переселенное. ХРОНИКА. 1 ел рыба. В Трансмосторге. В целях производства рыбо-заготовительных и зверо­ бойных операций Мурманской жел. дороги и развития рыбных промыслов па побережьях Белого моря и Ледо­ витого океана, на началах самоокупаемости при Ком­ мерческом Отделе Правления дороги» учреждено с по­ стоянным местопребыванием в г. Мурманске особое Управление под названием „Управление рыбо-звериными промыслами Мурманской ж. д .“ (сокращенно яЖелрыба“ ). Управление состоит из Председателя в лице мест­ ного УДР и 2-х членов, из коих один является вместе с тем и директором-распорядителем промыслов. Оборотный капитал и материальные ресурсы Жел- рыба получает на своп операции от Правления Мур­ манской ж. д. В плане работ Желрыбы заключается: эксплоатация находящихся в распоряжении Мурманской ж. д. обору­ дований для рыбо-звериных промыслов; прием продуктов промыслов, консервирование и храпение их. С этой последней целыо предположено устройство складов и консервных, засолочных и иных заводов, . Северо-западное Отделение Трансмосторга входит все больше и больше в нормальное русло своей деятель­ ности, благодаря чему увеличивается быстро количество заказов его пайщиков. Какого бы характера ни носили эти заказы, все, что потребно подлежащим дорогам, всякого рода материалы, изделия и др. принадлежности дорожного дела,— всем этим успешно снабжает Отделе­ ние своих пайщиков-потребителей, органы транспорта. Правда, еще и поныне часто приходится Совету Отде­ ления обращать внимание ЧХ и М органов транспорта на ряд нежелательных явлений в деятельности того или иного органа транспорта, без всяких основательных причин предпочитающих прочих поставщиков перед Трансмосторгом, между тем, как последний предприни­ мает всевозможные меры к налаживанию тесной живой связи с органами транспорта через посредство своих специальных агентов-инженеров, усилив их штат па 1 0 0% ) обязанных информировать Отделение о нуждах и потребностях дороги в тех или иных материалах и изделиях и, таким образом, быть подготовленными для удовлетворения последних.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz