Историко-природный маршрут в центре Мурманска / Мурм. обл. и гор. ком. охраны окружающей среды и природ. ресурсов РФ, Мурм. гос. пед. ин-т [и др.].- Мурманск : [б. и.], 1993. - 30, [2] с. : ил.
В 1927 году был сооружен первый в городе памятник Жертвам интервенции 1918—1920 годов (фото 1). Его поставили над братской могилой узников Иоканьгской тюрьмы. Авторы памятника (ин женер А. Б. Савченко и архитектор И. А. Давыдов) создали своеоб разное надгробие-трибуну, мимо которой в торжественные дни проходили демонстрации и военные парады. В наши дни в сквере были установлены еще два памятника. В дни 50-летия Советской власти здесь состоялся митинг молодежи и трудящихся города. Рядом с памятником Жертвам интервенции была заложена капсула с письмом к потомкам — жителям города 2017 года — и установлен памятный знак. А в августе 1991 года в одном из уголков сквера (том, что примыкает к кинотеатру ’’Родина”) открыт мемориал в память о погибших в ходе арктичес кой кампании во время второй мировой войны. Его проект и уста новление стелы осуществили английский мемориальный трест и международный фонд ’’Вечная память солдатам” . В 30-е годы улица Ленинградская была соединена с соседними рельсами узкоколейной железной дороги — ’’мурманского трам вая” или ’’декавильки” , названной так по имени ее создателя — ин женера Декавиля. По дороге громыхали дрезины с вагонетками. Улица Коминтерна. В дореволюционном плане застройки города называлась Железнодорожной, но с 1920 года ее стали именовать Интернациональной, а с 1925 года — улицей Коминтерна, в честь международной революционной организации, объединявшей проле тарские партии различных стран. В системе связей Коминтерна Мурманск, как порт, служил транзитным пунктом. В 20-е годы здесь располагались важные объекты: вокзал, биржа труда, рынок, стадион, первая в городе гостиница ’’Желрыбы” и другие. Вдоль всей улицы в два ряда стояли невысокие столбы электроосвещения. В 30-х годах улицу пересекала ’’декавилька” , а в 1934 — появилась одна из остановок единственного тогда в городе автобуса, который курсировал от окраины до окраины города, то есть от Жилстроя до улицы Карла Либкнехта. Железнодорожный вокзал. Первое здание вокзала было по строено в 1916 году и представляло собой длинный барак, рас положенный в центре улицы. В его зале побывали царские ми нистры и сановники, приезжавшие на открытие города, владелец гастрономических магазинов в России купец Г. Елисеев и другие именитые люди. Во время пожара в 1922 году здание сгорело, а на его месте был сооружен новый бревенчатый сруб. Долгое время вокзал был для
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz